Уже не роскошь. Еще не средство передвижения
Акио Кавато — о том, какие проблемы несет с собой наступление эпохи электромобилей
67-й Франкфуртский международный автосалон имеет шанс стать рубежом в истории автопрома. Шутка ли: законодатели автомоды, могучие немецкие гранды, от Volkswagen до Mercedes, которые именно на домашнем автосалоне обкатывают ключевые новинки, запрятали куда подальше своих дизельных монстров и выкатили на передний план электромобили, от элегантного хэтчбека Mini E до электроверсии микроавтобуса VW Kombi, символа поколения 1970-х, пообещав в скором времени наладить их серийное производство. Что это — шальная мода, погоня за конкурентами или тяжелая поступь новой научно-технической революции, которая заставляет отказываться от двигателя внутреннего сгорания (ДВС) даже раньше, чем потребитель почувствовал в этом необходимость и выгоду? Чтобы понять, чем так манит электромобильное будущее, а также чем оно нам грозит, "Огонек" присмотрелся к опыту разных стран и опросил экспертов.
Грозовая туча нависла над Россией — более быстрое, чем предполагалось, распространение электромобилей (ЭМ) по всему миру. Китай уже несколько лет делает упор на них. В США компания Tesla, Inc. во главе с молодым предпринимателем Илоном Маском, специализирующаяся на производстве ЭМ, по уровню капитализации уже обошла General Motors, хотя производит машин в 100 с лишним раз меньше, чем "традиционный" автогигант. Японские автомобильные компании серийно выпускают "гибридные" автомобили, ключевая технология которых — те же ЭМ. Нынешним летом пришел черед Европы: страны ЕС, прежде абсолютно преданные двигателю внутреннего сгорания, к этому июлю друг за другом стали объявлять о грядущем полном переходе к ЭМ: Швеция, Франция, Великобритания. Да и ведущие немецкие автокомпании, лидеры авторынка, тоже намерены в перспективе полностью избавиться от бензиновой и дизельной "зависимости"...
Все это делается ради экологии, и поэтому даже низкие цены на нефть не остановят прогрессирующий тренд: нефть должна потерять свой смысл. А ведь сегодня более чем 50 процентов нефти, добытой во всем мире, используется именно автомобилями и другими видами транспорта. Значит, половина спроса испарится, и цены на нефть не просто упадут, а рухнут — до дна. Как это скажется на России, для которой доходы от продажи углеводородов и нефтяной экспорт — одна из основ экономического благополучия, вопрос риторический.
Нет, вы скажете, никакого апокалипсиса не случится — мол, потребность в углеводородах никуда не денется, ведь и для выработки электроэнергии они необходимы. Это правда, но сегодня лишь 5 процентов нефти расходуется на производство электричества, а солнце, ветер и другие источники энергии все активнее замещают углероды. Сегодня Германия, например, обеспечивает до 30 процентов электроэнергии такими средствами, Дания рассчитывает поднять эту планку до 50 процентов к 2020 году, а Япония намерена увеличить долю возобновляемых источников в производстве электроэнергии до 24 процентов к 2030-му. Конечно, нефть необходима для производства нефтехимических продуктов, но и здесь появляется альтернатива — целлюлозное нановолокно. В его производстве Россия могла бы стать мировым лидером, между прочим, но никаких движений к этому, увы, не наблюдается.
Неужели россияне уподобятся пассажирам "Титаника", которые продолжали танцевать даже после фатального столкновения с айсбергом? Ведь достаточно произвести нехитрый подсчет, чтобы осознать серьезность положения. Лишившись экспорта углеродов, например, сможет ли Россия продолжать импорт нужных товаров? В 2016-м импорт в России суммарно оценивался в 184 млрд долларов, в то время как российский "неуглеродный" экспорт (оружие, зерно и пр.) приносил примерно 108 млрд долларов. Так вот вопрос: вот эту дыру почти в 80 млрд как и чем планируется закрывать? Ведь стоит учитывать еще один важный момент: налоги, поступающие в российскую казну от производства и экспорта нефти, составляли (в разное время) от 35 до 50 процентов государственных доходов. И если этот "столп" покачнется, государство должно будет существенным образом сокращать свои социальные обязательства, а людям придется туго затягивать пояса. Каковы тут возможные последствия — для граждан, власти, страны?
Мне могут возразить: не стоит волноваться, в свете сейчас на подъеме инновационный тренд, роботы и искусственный интеллект будут вскоре производить и распределять все, чего народ требует. Россия богата ресурсами, вот роботы и станут добывать руду, потом плавить ее, ковать все, что надо, изготавливать любые товары... Все верно, но что если "безнефтяные времена" наступят, а Россия так и не успеет к этому моменту создать и выпустить "в поле" свои роботы, а чужие не на что будет импортировать из-за границы? Как выйти из капкана тогда?
Очевидно: здесь ничто, кроме усилий самого народа, не выручит — ни снятие западных санкций, ни технологии японцев, ни деньги китайцев не будут спасением. Только готовность добиться цели своими усилиями станет единственным залогом успеха. А рецепты выхода есть. Для того, чтобы обеспечить себе нужные валютные ресурсы для импорта, достаточно будет занять определенные ниши на мировом рынке по производству сенсоров, алгоритмов для искусственного интеллекта, лазерных приборов, новых конструкционных материалов (как упомянутое уже целлюлозное нановолокно) и сжиженного водорода, произведенного с использованием дешевых нефти и природного газа. Потребуется еще более активная поддержка развития разного рода услуг, что обеспечит занятость и пополнение государственных доходов. Но надо поторопиться: прогнозные ожидания полного перехода на ЭМ к 2050 году могут круто измениться — конкуренция на Западе и в Китае неминуемо этот порог будет приближать. А цены на нефть уже начали предвосхищать этот роковой тренд...
P.S. Хорошая новость: когда этот номер подписывался в печать, стало известно, что российская инжиниринговая компания Drive Electro и японская Toshiba на международной выставке коммерческого автотранспорта COMTRANS/17 в Москве договорились по гарантийному сроку на литий-титановые аккумуляторные батареи для электрического общественного транспорта. Эти батареи разработаны и производятся Drive Electro с использованием аккумуляторных ячеек Toshiba Electronics специально для правительства Москвы в рамках реализации Меморандума о создании Национального консорциума развития автономного подключенного электрического транспорта, подписанного правительством РФ и столичным правительством на полях Петербургского международного экономического форума в июне этого года. На выставке была представлена также разработанная этой компанией станция ультрабыстрой зарядки и электробус "второго поколения" KAMAZ-6282 c литий-титановыми аккумуляторными батареями Drive Electro.