«Серебренников заявил, что ему тяжело находиться под домашним арестом»
Корреспондент «Ъ FM» — о заседании Мосгорсуда
Мосгорсуд оставил Кирилла Серебренникова под домашним арестом, но смягчил условия — режиссеру разрешены ежедневные двухчасовые прогулки. В понедельник суд рассмотрел жалобу защиты Серебренникова на избранную ранее меру пресечения. Адвокат предоставил новый список возможных поручителей. Художественного руководителя «Гоголь-центра» обвиняют в хищении 68 млн рублей, который были выделены государством на проект «Платформа».Подробности судебного заседания в прямом эфире рассказала корреспондент «Коммерсантъ FM» Полина Смертина.
На решение судьи не повлияли поручительства — около 30 человек поручились за Кирилла Серебренникова еще 23 августа, в день избрания меры пресечения, в Басманном суде, еще список из 41 человека был представлен сегодня в Мосгорсуде.
Кириллу Серебренникову можно будет покидать квартиру с 18 до 20 часов вечера и гулять по своему району Хамовники, уточнила судья; ему можно общаться только с родственниками и адвокатами и запрещено общаться с фигурантами уголовного дела. В остальном все осталось без изменений — выезжать в театр можно только с письменного разрешения следователя, нельзя пользоваться любыми средствами связи, в том числе интернетом.
Почему было принято такое решение? Следователь сегодня повторил все свои аргументы — те же, которые были озвучены 23 августа. Во-первых, по его словам, Серебренников имел обязательство о явке, то есть должен был приходить в следственные органы давать показания, но постоянно нарушал предписания, не приходил. Он поменял место жительства, как сказал следователь, потом уехал в командировку и не явился — это тоже нарушение, как заявил представитель обвинения. Кроме того, у Серебренникова есть недвижимость в Берлине и вид на жительство в Латвии. Все это, по мнению следователя, говорит о том, что он может и даже желает скрыться от следствия. Следователь уточнил, что люди Серебренникова — знакомые, видимо, и сотрудники «Гоголь-центра» — вели слежку за свидетелями, за родственниками бывшего главного бухгалтера Нины Масляевой, и поэтому нужно его оградить от всех участников этого дела. Вот такие были аргументы у следователя, прокуратура их поддержала, и судья, как сейчас можно сделать вывод, тоже поддерживает эту сторону.
На заседании перед собой режиссер поставил маленькую фигурку Будды и постоянно ее поворачивал. И когда судья зачитывала свое решение, Будда смотрел вместе с Серебренниковым на судью.
Сегодня Кирилл Серебренников произнес достаточно длинную речь на заседании. Он попросил разрешить вызывать к себе тренера по йоге и священнослужителя — он исповедует буддизм. Также он попросил, чтобы его отпускали на прогулку. Следователь не разрешал делать все это, а судья разрешила хотя бы прогулки. Также защита просила разрешить вызвать домработницу, потому что он не может даже вынести мусор из квартиры, как он сказал.
Режиссер отметил, что скромно живет в квартире 44 кв.м. без балкона, и признался, что ему тяжело там находиться, назвал это «одиночным домашним арестом», попросил быть милосердными и все-таки изменить меру пресечения. Напомню, что ранее предлагался еще и залог.
Кирилл Серебренников, режиссер
Мнение вымышленное, абсурдное, сфабрикованное. Если ты хочешь озолотиться, иди в бизнес, торгуй нефтью, газом, но только не в искусство. Проект «Платформа», который делали три года при поддержке государства, реализован в полном, в полнейшем объеме. Со слов следствия, эти люди все придумали, чтобы украсть бюджетные деньги. Это чудовищная несправедливость и абсурд, результат чьего-то злого умысла или абсурдной ошибки. Я честный человек, я всегда занимался только искусством, я никогда не занимался политикой, бизнесом, я не занимался личным обогащением. Я скромно живу, квартира 44 квадратных метра, маленькая, без балкона, находиться достаточно тяжело.
Серебренников повторил вновь, что он честный человек, выполнил все обязательства перед государством — не на 100%, а даже на 200%, — что никогда не касался экономической стороны — он режиссер, а не финансист, и не разбирается в бухгалтерии.
Он сказал, что дело против него сфабриковано и вымышлено, ничего он не крал, и за все три года существования проекта «Платформа» было множество спектаклей, денег было потрачено очень много, и все они были честно отработаны. Он напомнил, что не собирается никуда уезжать, у него и загранпаспорта нет — еще в мае его изъяли.
Также Серебренников рассказал, что за неделю, прошедшую с момента избрания меры пресечения, к нему не допустили даже адвоката.
Дмитрий Харитонов, адвокат Кирилла Серебренникова
Слова Нины Масляевой ничем не подтверждаются. Более того, я абсолютно уверен, что она оговаривает и себя, и всех иных лиц. Само по себе странно, что лица, которые якобы собирались или совершили хищение, для этого завели целый электронный реестр АНО «Седьмая студия», выписывали расходные ордера. Бессмысленно составлять электронные ордера, вести электронный учет расходования денежных средств, если эти деньги якобы похищаются. Что же со всем этим наличным учетом стало? При переезде в здание «Гоголь-центра» Воронова сама уничтожила документы, которые однозначно подтверждали, что наличные денежные средства «Седьмой студии» никаким образом не похищались, а использовались исключительно в целях реализации проекта «Платформа».
В Мосгорсуде в понедельник собралось около 200 человек. Когда Серебренников уже выходил из зала суда и шел к машине ФСИН, на которой доставляют в суд из квартиры на Пречистенке и обратно, его встречали аплодисментами, кричали «Свободу Кириллу!». Когда режиссер уже сел в машину, он сложил ладони, приложил их к голове — видимо, в знак благодарности всем людям, которые пришли его поддержать.