Ход королевами
Хелен Миррен и Джуди Денч в программе Венецианского фестиваля
Два фильма из программы Венецианского кинофестиваля («Виктория и Абдул» и «В поисках праздника») произвели особенное впечатление не столько сами по себе, сколько благодаря фантастической игре актеров старой школы. Этот феномен анализирует Елена Плахова.
Кадр из фильма «Виктория и Абдул»
Фото: BBC Films
Актриса Джуди Денч
Фото: Reuters / Alessandro Bianchi
Актриса Хелен Миррен
Фото: Reuters / Alessandro Bianchi
Первый фильм, поставленный режиссером Паоло Вирдзи,— конкурсный. Он называется «В поисках праздника» и повествует о супружеской паре, которая отправляется в предсмертную поездку по дорогам Америки в оборудованном для ночлега фургоне. Элла и Джон бегут от детей, врачей и ужасов старости прямо в объятия неизбежной смерти. Джон — профессор литературы, обожает Стейнбека, Джойса и особенно Хемингуэя: в доме-музее последнего разыгрывается предфинальная сцена фильма. Дональд Сазерленд, в 40-летнем возрасте игравший монстров и декадентов у Феллини и Бертолуччи (среди прочего — незабываемого Казанову), сейчас, когда ему за 80, предстает в облике добряка-интеллектуала, катастрофически теряющего память. Эллу, чьи дни сочтены из-за онкологической напасти, играет Хелен Миррен, и этим все сказано: ядовитое обаяние, неувядающая сексуальность, полускрытый надлом. Старческая романтика, которая мгновенно обернулась бы глупостью или пошлостью в другом исполнении, здесь оправдывает себя, допуская даже сцену интимной близости, впрочем, не слишком глубокой и не вполне буквальной.
Сазерленд — канадец, Миррен — англичанка с русскими корнями, но оба они представляют одну и ту же школу актерской игры, которую можно смело назвать королевской. В Великобритании ее возглавляют две актрисы, специализирующиеся на ролях королев,— это Хелен Миррен и Джуди Денч. Вторая из них добавила новый экспонат в свою коронную коллекцию, сыграв роль королевы Виктории в фильме «Виктория и Абдул». Режиссер этой картины Стивен Фрирз тоже не чужд монархической специализации: 12 лет назад в Венеции триумфально прошла его «Королева», а сыгравшая в ней Елизавету Вторую Хелен Миррен была награждена «Кубком Вольпи» за лучшую женскую роль. Джуди Денч награда не грозит: новый фильм представлен вне конкурса, как, впрочем, и вне любой конкуренции находится ее игра безусловного экстра-класса. История индийца Абдула, ставшего фаворитом и конфидентом 80-летней королевы, рассказана с юмором и актуальными приколами: так, мусульманин Абдул потрясает английский двор явлением своих жены и тещи под глухими черными паранджами, закрывающими их с головы до ног, включая лица. И все же этот сюжет остался бы историческим анекдотом, который не стоит принимать всерьез, если бы не Денч. Ее Виктория из старого мешка с болячками и капризами, по какому-то недоразумению наделенного властью, на глазах превращается в женщину, чувствующую, увлекающуюся и готовую к любви почти что на смертном одре.
«Олдскульность» фильмов, представленных в фестивальный уикенд, желающие могли компенсировать, посетив островок виртуальной реальности. Островок в буквальном смысле: соответствующая программа развернута на острове под названием Ладзаретто-Веккьо. Здесь вас встречают инструкторы, надевают на голову шлем и дают возможность погрузиться в мир трехмерных изображений. Всего за два часа можно успеть поучаствовать в ограблении банка и провести с американской семьей День благодарения, вплотную пообщавшись с чудаками-родителями и шаловливыми детьми. Можно даже проехаться в автомобиле, который чуть не разбивает водитель-инвалид. Здесь уровень актерской игры вовсе теряет свое значение, уступая место остроте иллюзорных, но все же довольно сильных ощущений.