Тревожный звонок

Кто несет ответственность за нападение подростка в Ивантеевке

Два уголовных дела — по статьям о халатности и о хулиганстве — возбуждены после инцидента в школе в Ивантеевке, где во вторник ученик 9 класса во время урока напал на учительницу.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Подросток ударил преподавателя по голове кухонным топориком, а затем выстрелил из пневматического оружия и начал взрывать петарды. Женщина получила серьезные травмы головы, еще трое учеников попали в больницу с ушибами и переломами.

«Ученик 9 класса пришел в школу, достал оружие и произвел выстрел в сторону учительницы. В результате подростки испугались, трое из них выпрыгнули в окно со второго этажа школы. По предварительным данным, у одного мальчика перелом ноги, другие школьники получили ушибы. Учительница получила открытую черепно-мозговую травму. В настоящее время жизни пострадавших ничего не угрожает», — сообщили в главном следственном управлении СКР по Московской области.

Школьник пронес оружие под плащом, отмечают в правоохранительных органах. По словам очевидцев, он кричал, что «пришел умереть», а перед нападением делился своими планами в социальных сетях.

Следователи намерены изучить увлечения и круг общения подростка, ранее уже был допрошен его отец. Пострадавшая учительница Любовь Калмыкова в эфире телеканала «Россия 24» заявила, что, судя по словам школьника, он планировал нападение давно: «Это было после звонка. Он кричал что-то про «я ждал этого три года». Но он меня не знает так долго. Меня стукнули по голове тесаком для разделки мяса и выстрелили в лицо».

Уполномоченная по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова в интервью «Коммерсантъ FM» заявила, что у подростка, напавшего на учительницу в школе, ранее не было проблем с законом: «Семья на учете не состояла, никогда не попадала в поле зрения отдела по делам несовершеннолетних и правоохранительных органов, никаких претензий до этого ни к нему, ни к семье не было.

На самом деле здесь вопросов много ко всем субъектам — и к школе, и к ее службе безопасности, и к родителям, и, собственно, к педагогам — видел кто-то или нет, что у мальчика на странице сплошное оружие.

Для нас вопрос, откуда он его взял. Конечно, не массовая история, но мы понимаем, где дети проводят свое время, и где они питаются всем этим. Эта история с оружием, агрессия, жестокость — издержки современной жизни в интернете».

Директор центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский уверен, что предотвратить этот случай могли родители или учителя, однако сделать это было сложно. «Если мальчик вел себя странно, у него был классная руководитель, который должен был обратить внимание на странности его поведения. Детей много очень странных. Профессионалы должны были бы квалифицировать, в чем состоят его странности. Может быть, мама с папой знали о том, что он по ночам тоже что-нибудь нехорошее делал, — рассуждает Рачевский. — Можно ли избежать подобной ситуации? Крайне сложно, крайне редко это удается. Потому что странность — такого явления не существует как повода, допустим, для его изоляции от сообщества в школе. Странный и странный, мало ли странных есть? У меня были странные мальчики, которые на выпускном вечере решали задачи по математике. Если до этого он какие-то угрозы высказывал или обещал принести ружье и всех перестрелять, тогда уже в дело должны были вмешаться правоохранительные органы».

Депутат Московской областной думы Андрей Голубев в эфире "Ъ FM"

Большая доля вины и ответственности лежит на родителях. Неужели родители не видели, какие фильмы смотрит их сын, неужели не видели травматический пистолет, не замечали странностей в поведении, не следили за социальными сетями сына? Но не одна сторона отвечает. Непонятно поведение социальных служб, школьных психологов. Конечно же, есть претензии к охране.

Смотреть

В Следственном комитете заявили, что действиям руководства школы будет дана жесткая правовая оценка. Между тем, в Сети появились заявления учащихся о том, что они предупреждали директора о готовящейся атаке, но тот им не поверил.

За последние несколько лет в российских школах произошло более десяти подобных инцидентов.

В феврале 2014 года ученик 10 класса пришел с винтовкой в московскую школу № 263 в Отрадном и расстрелял учителя географии. Услышавший звуки стрельбы охранник сразу сообщил о случившемся в полицию. Когда на место прибыли сотрудники правоохранительных органов, подросток начал стрелять и по ним. В результате один полицейский скончался на месте, второй получил серьезные ранения. Проведенная позже экспертиза показала, что школьник был невменяем. Сейчас он проходит принудительное лечение.

В марте 2015 года в одной из школ Томска девятиклассник открыл огонь из пневматического пистолета. Легкие травмы получили двое школьников. Было возбуждено уголовное дело, однако позже в связи с примирением сторон его закрыли.

В феврале 2017 года в Нижнекамске 14-летний подросток выстрелил из пневматического пистолета в соседа по парте и попал ему в глаз. Пострадавший обратился в медпункт, где ему отказались вызвать скорую помощь. В итоге директор довез пострадавшего в больницу на личном автомобиле. Спустя несколько дней подросток скончался. По факту произошедшего возбуждены уголовные дела.

В мае во дворе одной из школ республики Коми ученик открыл огонь из пневматического пистолета по другим детям. В результате инцидента пострадала девочка 2003 года рождения. В отношении подростка возбуждено дело по статье о хулиганствое. Директор школы получила выговор.

Школа в Ивантеевке, где произошла стрельба, не оборудована металлодетекторами, сообщила журналистам мама одного из учащихся. При входе в здание, по ее словам, установлены только турникеты.

Школьная охрана в своем нынешнем виде не в состоянии предотвратить подобные инциденты, уверен председатель общественной организации «Гражданская безопасность» Сергей Гринин: «Если происходит ситуация, когда человек уже с оружием идет, то пост охраны просто будет первой мишенью. Задача охранников — предотвратить мелкое хулиганство, а в основном — просто порядок, чтобы не толкалась, что называется, детвора, особенно малышня. Больше от охраны пользы ждать и не приходится по большому счету. Она не для этого. А если мы попытаемся ужесточить это до режима аэропорта или колонии, степень безопасности практически не поднимется, зато мы получим массу неприятностей и неудобств».

Расследование инцидента взял под личный контроль губернатор Московской области Андрей Воробьев.

Альбина Хазеева, Анастасия Ройзман

Вся лента