Изменения в НК. Комментарий эксперта
На вопросы отвечает ведущий эксперт по налоговому планированию, юридической безопасности и построению индивидуальных налоговых схем и холдингов, оптимизации финансовых потоков Владимир Туров.
1. Владимир Викторович, в Госдуму внесен на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)». Как вы прокомментируете эту инициативу правительства?
Что касается данной инициативы, то сейчас начинают с крупнейших налогоплательщиков, которые являются консолидированными международными бизнес-группами, но это лишь начало. Рано или поздно, в ближайшие 5-7 лет, государство придет к тому, что в плане автоматического обмена информацией будет осуществляться обмен буквально по всем налогоплательщикам, включая физических лиц.
Эта мера будет вводиться до конца 2020 года и не будет иметь никакого отношения ни к малому, ни к микробизнесу. Но лиха беда начало, как пример — прошлый год, 624-е постановление правительства, согласно которому наше государство обязало каждого гражданина РФ отчитываться за движение своих собственных денег, если у него открыты счета в иностранных банках.
2. Еще один вопрос о законопроектах. Какие из законов, готовящихся к принятию во второй половине 2017 года, вы бы выделили и почему?
Я точно не знаю, сколько за первое полугодие подписал президент, но я остановился на 266-ФЗ, скорее всего, их там около подписано трехсот. И примерно такое же количество законов будет подписано во втором полугодии 2017 года.
Вот, например, проект федерального закона, согласно которому расширяются полномочия правительства в области госрегулирования торговой деятельности. Он дает правительству право создавать отдельные группы и перечни товаров, на которые будут лепиться специальные «кодификационные идентификационные знаки», и, таким образом, у нас будет маркироваться абсолютно все, т. е. все товарные потоки будут под тотальным контролем.
Еще один законопроект: Верховный суд РФ внес в Госдуму проект федерального закона, определяющего полномочия, порядок образования и деятельности кассационных судов, судов общей юрисдикции. По сути дела, нам придется изучать заново весь алгоритм права в части, касающейся того, как, кто и с кем будет судиться.
Невероятно жесткий 266-ФЗ не оставляет камня на камне от любой попытки бизнесмена незаконным образом оптимизировать налоги. И по этому ФЗ даже главбух, в некоторых случаях, будет нести ответственность всем своим личным имуществом по долгам компании.
3. Совсем недавно президент подписал поправки в Налоговый кодекс, касающиеся вычета по НДС (ст. 54.1 НК РФ). Могут ли они помешать тем, кто законно оптимизирует свои налоги?
Нет и еще раз нет. Статья не относится к вычету, она относится к признанию тех операций, которые будут признаны законными, если эти операции на самом деле имели место, и в данном случае лично я полностью поддерживаю эту норму. Эта норма, статья 54.1 НК РФ, и другие нормы налогового кодекса — постепенно продолжают убивать незаконную оптимизацию с помощью обнальных контор. Вот им придется трудно. А учитывая еще нормы 127-ФЗ, в частности новую главу III.2, — созданы все условия, для того чтобы обналичка исчезла немедленно. В данном случае бухгалтеру достаточно будет проводить только те операции, которые на самом деле имели место. Так и бухгалтер будет в безопасности, и бизнесмен научится работать легально. Тем более, такая возможность есть, в частности я обучаю этому на своих семинарах, ближайший из которых состоится в Новосибирске 27–28 сентября 2017 года.
4. И самый главный вопрос. Налоговая служба отчитывается о перевыполнении плана по взысканию задолженностей. Прокомментируйте, пожалуйста, с чем связаны постоянные успехи ФНС в этом вопросе?
Да, вы правы. Я читал 69-страничный отчет ФНС России по итогам работы за первый квартал этого года, где они ссылаются на практику 2017 года и дают сравнения I квартала 2017-го с I кварталом 2016 года. И налоговики опять увеличили свои показатели: выросла средняя сумма доначисленных и взысканных налогов на одну компанию — в целом по всей стране с 15 до 17 миллионов. При этом общее количество выездных налоговых проверок снизилось. Сумма взысканных налогов по НДС — рост на 17%, по НП около 32%, по НДПИ рост порядка 70%, по торговому сбору рост в два раза.
По каждому из налогов мы наблюдаем рост, а по проверкам — снижение. С чем связано? Очень просто. Резко выросло качество предпроверочного анализа, выросло качество отбора «жертвы» для ВНП.
Налоговики с каждым годом работают все качественнее. Им в помощь огромные массивы данных, им в помощь АСК НДС-2, им в помощь система управления рисками, им в помощь еще одна платформа, на базе которой будут сосредоточены все налоги, сборы и пошлины, включая таможенные. Им в помощь огромное количество систем и нормативная база ЦБ РФ и всех коммерческих банков.
Если подвести итог, причина такого роста — возросший профессионализм и возросшие, благодаря системам тотального контроля, возможности. И на этом они не остановятся. На этот счет на ближайшие пять лет много чего запланировано.