Торговые центры достигли потолка
Россия уступила лидерство по вводу торговой недвижимости
В текущем году Россия, где фиксируется падение на 30% объемов ввода торговой недвижимости, впервые с 2008 года может уступить Турции место лидера среди европейских стран по этому показателю. Консультанты связывают эту тенденцию с постепенным насыщением российского рынка.
Впервые с 2008 года Россия может уступить Турции первое место в топе европейских стран по объему ввода торговых площадей. Об этом говорится в исследовании JLL. Согласно данным консультантов, в первом полугодии на рынок вышли 334 тыс. кв. м, до конца года запланированы еще 806,2 тыс. кв. м. В итоге объем сданных торговых площадей в России в 2017 году может составить 1,14 млн кв. м. Это на треть меньше, чем годом ранее, и на 31% ниже ожидаемого показателя Турции — 1,66 млн кв. м. Ожидается, что общий объем качественных торговых площадей по итогам 2017 года в России превысит 24 млн кв. м.
По данным JLL, Россия и Турция имеют низкий показатель насыщенности торговыми площадями — 163 кв. м и 139 кв. м на 1 тыс. жителей соответственно. Обе страны при этом характеризуются «молловой» моделью рынка: рост показателей ввода коммерческой недвижимости обеспечивается в основном за счет строительства крупных объектов. В JLL рассчитывают, что третье место в рейтинге европейских стран по вводу коммерческой недвижимости в текущем году займет Польша, где к вводу в 2017 году запланированы 331 тыс. кв. м.
Постепенное снижение темпов ввода торговых площадей в России в JLL объясняют постепенным насыщением рынка. Этим объясняется и растущий интерес региональных девелоперов к небольшим городам. Согласно расчетам консультантов, 35% объектов в нынешнему году будут введены в Москве и Московской области, 23% — в других городах-миллионниках, 17% — в городах с населением 0,5–1 млн человек, 25% — в городах с населением до 500 тыс. человек.