Русский рассвет

Почему кириллица стала модным мировым трендом

Мода на русские надписи и татуировки кириллическим шрифтом, начавшись с эпохальных показов Гоши Рубчинского, сегодня уходит в масс-маркет. Это означает, что скоро носить одежду с русскими надписями будут все — даже те, кто бесконечно далек от подиума. Что стоит за «русским» трендом? Мода на экзотику, грозная память о Советском Союзе или отголоски политической ситуации, где Россия призывает «не смешить ее “Искандеры”», разбирался «Коммерсантъ-Стиль».

Модный пакбет

В прошлом году издание LA Times подготовило инструкцию для лос-анджелесских модников: «Надписи РАССВЕТ на футболках нужно читать как RASSVET. Читать их как ПАКБЕТ — неправильно!»

Lookbook Гоша Рубчинский 2014

Заметка стала кульминацией моды на русские надписи. Увлечение ими спонтанно возникло в Лондоне и Нью-Йорке. Первоначально оно было вызвано интересом к советской уголовной татуировке с ее аббревиатурами вроде СЛОН («Смерть легавым от ножа») или ЗЛО («Зек любит отдыхать»). Затем масла в огонь щедро подлил московский дизайнер Гоша Рубчинский с коллекцией «РАССВЕТ не за горами». Рубчинского взял под крыло бренд Comme Des Garcons — и покатился снежный ком.

Джуния Ватанабе с принтами «Пермь. Университет» и «Николай 58». Надписи «Стиль» на водолазках Херона Престона (в которых щеголяла сама Ким Кардашьян). Слоганы «Молодежь» и «Спорт» на куртках японского бренда G.V.G.V. В одночасье выяснилось, что кириллица — это лаконично и дико стильно: шрифт похож на латиницу, но такой, словно выпрыгнул из параллельного пространства.

Джуния Ватанабе для Comme Des Garcons

Фото: www.farfetch.ru

Красивое непонятное

«С кириллицей у западных дизайнеров сразу проявились две крайности. Одна — нагромождать русские шрифты, кресты и узоры до пестроты в глазах. Так делает, например, бренд KTZ — их вещи носит даже Филипп Киркоров. Другая крайность — лаконичные надписи, по сути просто взятые из идей Гоши Рубчинского»,— говорит Дмитрий Зеленцов, совладелец московской тату-студии Faux Pas Tattoo, которая стояла у истоков «русской моды». Еще в 2009-м здесь взяли курс на небольшие татуировки с кириллицей — «Мама», «Счастье», «Любовь».

Тренд на русские шрифты не связан с политикой, где Россия нередко выступает ньюсмейкером, уверены собеседники «Коммерсантъ-Стиль». «Сложись ситуация по-другому, и вместо кириллицы в моде была бы арабская вязь. Но ей уже совсем очевидно испортили репутацию терроризм, насилие на Ближнем Востоке, бородачи с автоматами»,— поясняет Василий Волчок, создатель бренда одежды и человек, придумавший толстовки с надписью «Юность».

Heron Preston

Фото: www.farfetch.ru

Не стоит думать, что западных подростков интересует русская или советская культура. «Загадочные рубленые буквы и причудливые кресты: кириллица — это свежий дизайн, и не более. Причем с ней есть проблема: любые фразы больше двух слов уже смотрятся плохо»,— уверен Дмитрий Зеленцов.

KTZ 2012

Фото: Getty Images

По словам научного сотрудника Берлинского свободного университета лингвиста Анны Кочановой, мода на русские слова напоминает увлечение иероглифами у наших подростков. «Люди тянутся к экзотике, и это нормально: блондины хотят быть брюнетами, белые — черными и наоборот. Со шрифтами происходит то же самое: незнакомым буквам и словам придают больший смысл, нежели тот, который они несут изначально. Возникает подобие карго-культа — условно: поклонение заморской диковинке»,— говорит Анна.

Критическая масса

В 2013 году татуировщики из Faux Pas привезли в Москву британца Лиама Спаркса, легенду тату-мира. Его сводили в Сандуны, прокатили плацкартом в Санкт-Петербург — там на блошином рынке Спарксу купили настоящий алый стяг. Британец проникся Россией настолько, что до сих пор популяризует славянские мотивы и шрифты в своем творчестве в лондонской студии Old Habits.

«Спаркс — один из немногих, у кого кириллица смотрится органично»,— говорит Дмитрий Зеленцов. И делает вывод: увлечение русским шрифтом входит в финальную фазу.

G.V.G.V. 2016

Пройдя по подиумам, кириллица ушла в масс-маркет, и не последнюю роль в этом сыграл «отец-основатель» Гоша Рубчинский. Его имя, набранное русскими буквами, сегодня красуется на плодах многочисленных коллабораций с масс-брендами Reebok, Vans и Fila.

«По инерции кириллица еще продержится год-два,— говорит Василий Волчок.— Но уже грядет новая эпоха: уход от минимализма к излишеству, барокко, вычурность и витиеватость».

Что придет на смену кириллице? «Следующий модный алфавит — грузинский,— полагает Дмитрий Зеленцов.— Демна Гвасалия, чья работа в Vetements и Balenciaga взбудоражила модный мир, приложил обе руки к популяризации кириллицы. Теперь он почти наверняка обратит внимание модников и на свою родную затейливую азбуку: ее элементы уже проникают в коллекции Гвасалии».

Михаил Боков

Вся лента