Матрица нашла своего потребителя
Современный покупатель не представляет жизни без постоянного подключения к интернету
Международная исследовательская компания Euromonitor International включила растущее использование потребителями интернета для поиска услуг и покупок в один из 20 наиболее важных трендов, которые будут оказывать влияние на нашу жизнь не менее чем до 2030 года. В числе таких тенденций — Connected Consumers («Подключенные потребители»), когда люди уже не представляют своей потребительской активности без постоянного подключения к интернету.
Синяя таблетка побеждает красную
Исследователи из Euromonitor International считают, что одним из 20 наиболее важных трендов 2017 года, которые будут влиять на жизнь людей и в ближайшие 15 лет, является тенденция все более активного использования потребителями постоянно подключенных к интернету устройств для поиска и выбора товаров и услуг. Исследователи назвали этот тренд Connected Consumers — «Подключенные потребители». Если в 2015 году около 40% домохозяйств во всем мире имели по меньшей мере один смартфон, то к 2030 году эта доля вырастет до 81%. Как говорится в исследовании, «потребители используют самые разные устройства: от обычных компьютеров, смартфонов и планшетов до навигаторов, медиаплееров, игровых приставок, других мультимедийных устройств, которые постоянно подключены к интернету. Они используются для получения новой информации, обмена мнениями, информацией и контентом с другими людьми, и именно это является одной из наиболее насущных потребностей современного «подключенного потребителя».
Исследователи отмечают, что только потребительскими функциями использование постоянно подключенных устройств не ограничивается: «постоянное подключение» применяется и в образовании, в индустрии развлечений, для социализации и оценки качества услуг, в том числе государственных органов. Такая среда нередко и нарушает традиционные связи, и одновременно меняет их. По мере растущего распространения современных цифровых устройств с доступом в интернет за пределами развитых стран — в развивающихся странах с большим населением — можно говорить о глобальном сдвиге системы, в которой прежде жили, работали и развлекались потребители. По итогам 2016 года лидерами по объему покупок на душу населения, совершенных при помощи мобильных цифровых устройств, стали не только такие развитые страны, как Австралия, США, Канада и Япония, но и такие развивающиеся страны, как Южная Корея, Китай или ОАЭ.
Euromonitor отмечает, что растущая скорость интернета и постоянно дешевеющие цифровые устройства меняют сам образ жизни потребителей: теперь они могут заказывать такси, расплачиваться, бронировать авиабилеты, слушать музыку и играть в игры на одном и том же мобильном устройстве, подключенном к интернету. Такой образ жизни стал настолько важен для потребителей, что по результатам Global Consumer Trends Survey 2016 больше половины опрошенных заявили, что без таких устройств они будут чувствовать себя потерянными.
Запойное телесмотрение
Одним из примеров того, как «подключенное потребление» меняет традиционный уклад жизни людей, исследователи Euromonitor International называют «феномен Netflix». Когда этот сервис был запущен в 1997 году, он занимался рассылкой по почте фильмов на DVD и получил популярность среди киноманов, которые были готовы ждать несколько дней, пока к ним дойдет посылка. Только через десять лет, в 2007 году, по мере распространения высокоскоростного интернета Netflix вышел на рынок потокового распространения видеоконтента. Исследователи отмечают, что с этого времени Netflix стал все быстрее оказывать заметное влияние на повседневную жизнь людей: изменилась культура потребления видеоконтента, причем не только от Netflix. Уже сейчас 50% владельцев с постоянно подключенными устройствами не реже чем раз в неделю смотрят на своих устройствах кино- или видеофильмы. Применительно же к контенту самого Netflix — сериалы и пр.— исследователи применяют термин «binge watching» — «запойное телесмотрение», когда люди смотрят за раз не менее двух или более серий сериала или цикла передач.
Остальные компании, в том числе кинокомпании и телеканалы, последовали тренду, порожденному Netflix, и стали выпускать в прокат сразу несколько серий. Так, например, поступил телеканал Freeform (принадлежит The Walt Disney Company) с научно-фантастическим сериалом «По ту сторону». 2 января Freeform выпустил для просмотра сразу десятисерийный сезон, а уже 10 января, в том числе по итогам потребительского интереса к сериалу, он был продлен на второй сезон. «Наша цель подобного запуска — дать аудитории контент в том виде, в каком она хочет его получать,— отметил тогда президент Freeform Том Эшхайм.— Отклик аудитории превзошел все наши ожидания, поэтому мы с нетерпением ждем момента, когда сможем расширить аудиторию этого сериала».