Перчинка долголетия
Мария Портнягина выяснила, что кимчи продлевает жизнь
Главными долгожителями планеты из года в год признаются японцы. И вот неожиданное открытие: вскоре их опередят южнокорейцы. Как им это удастся, выяснял "Огонек"
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) регулярно составляет прогноз того, сколько лет в среднем проживут мужчины и женщины в разных странах. Главными долгожителями уже многие годы она признает японцев. Однако недавнее исследование, проведенное ВОЗ совместно с Имперским колледжем Лондона по усовершенствованной методике, полностью меняет это представление. Этот прогноз, опубликованный в медицинском журнале The Lancet, который по авторитетности сопоставим с Science и Nature, охватывает 35 стран с наиболее высокой продолжительностью жизни на данный момент. Так что Россия с показателями 76,3 года среди женщин и 64,7 года среди мужчин (опять же данные ВОЗ) в нем, понятное дело, не представлена.
— Самая высокая продолжительность жизни ожидается в Южной Корее: женщины, которые там родятся в 2030 году, в среднем проживут больше 90 лет. Продолжительность жизни увеличится повсеместно, однако динамика будет сильно отличаться по странам,— объясняет соавтор исследования Маджид Эззати, профессор факультета медицины Имперского колледжа Лондона.— Мужчины сократят разрыв, и все-таки женщины по-прежнему будут жить дольше них.
Ученые объясняют феномен Южной Кореи тем, что, начиная со второй половины 1980-х годов страна демонстрирует рекордный рост продолжительности жизни. Тогда она занимала 29-е место в мире с показателями 75 лет среди женщин и 65 среди мужчин, а по последнему отчету ВОЗ (опубликован в 2016-м) это уже 85,5 и 78,8 года соответственно. "По нашему прогнозу высокий темп роста сохранится,— добавляет профессор Эззати.— Это и обеспечит Южной Корее лидерство по продолжительности жизни".
Продолжительность жизни — показатель не только будущего страны, но ее настоящего и прошлого. Ученые рассчитывают ее по демографической статистике и состоянию экономики: чем выше качество жизни и меньше рисков, тем более долгая жизнь ждет население. Ожидаемая продолжительность жизни позволяет корректировать политику в области здравоохранения, пенсионную систему, медицинские разработки — все, что может улучшить человеческую жизнь. Государства, которые преуспевают в борьбе за долголетие, выигрывают дважды, ведь они еще и зарабатывают на стремлении менее успешных в этом отношении стран воспроизвести у себя лучшие практики лидеров. И вполне очевидно, что новый лидер вводит моду на свой рецепт долголетия.
Метод ипохондрика
Выявляя факторы, которые обеспечивают более долгую жизнь, исследователи замечают: у Японии и Южной Кореи много общего. Прежде всего это благополучные страны, где населению доступна высококлассная медпомощь и где успешно занимаются новыми медицинскими разработками. Как следствие, и там, и там сравнительно низкие показатели смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а также ДТП — причин, которые по общемировой статистике чаще всего приводят к летальному исходу. В обеих странах к тому же эффективно противостоят инфекциям и хроническим болезням.
Жителей Южной Кореи отличает еще и особая ипохондрия
При этом исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывает: жителей Южной Кореи отличает еще и особая ипохондрия. Лишь треть южнокорейцев удовлетворена состоянием своего здоровья. Это самый низкий показатель по странам ОЭСР, где средний результат — 69,2 процента. В Японии — ближе к 40 процентам. То есть большую роль в снижении смертности в обеих странах играют повышенное внимание к своему здоровью и ранняя профилактика заболеваний.
Японцы и южнокорейцы живут дольше других еще и потому, отмечают исследователи, что у большинства населения в норме индекс массы тела и артериальное давление. В переводе с научного это означает, что долголетие связано с особенностями национальной диеты. И если в японском рационе преобладает пища с низким содержанием жиров, жители употребляют много рыбы, то в Южной Корее любят еду поострее и погорячее.
Съесть двух зайцев
На южнокорейском рынке обычно продается сразу все — от мелкого ширпотреба до крупногабаритной мебели. И проще всего в этих торговых лабиринтах найти продуктовые ряды. Для этого нужен только нос: оттуда с прилавков разносится "дух" кимчи.
Это национальное корейское блюдо — острая смесь из пекинской капусты, редьки, зеленого лука, чеснока, имбиря, красного перца и чоткаля — соленого соуса из ферментированных анчоусов, креветок или рыбы. Это, пожалуй, самый распространенный рецепт, но вообще у кимчи множество вариаций. Главное — способ приготовления. Ведь Южная Корея — страна с теплым влажным климатом, а ферментация позволяет сохранять продукты. Кимчи могут "выдерживать" и несколько дней, и больше года: этот вариант — мугынчжи — для гурманов.
Южнокорейцы едят кимчи в любое время — утром, в обед, вечером. При всей жгучести оно считается диетическим продуктом с массой полезных свойств: снижает уровень холестерина, имеет антиканцерогенное действие, хорошо влияет на кожу и даже улучшает настроение. К слову, питание и лечение в представлении жителей Южной Кореи неразрывные понятия: в случае болезни сначала ее надо ослабить пищей, а потом побороть лекарствами.
Южнокорейский стол — это обычно отварной рис, суп и несколько панчхан — закусок к рису, чаще всего овощных салатов. Обязательный ингредиент — острые приправы: твенджан (соевая паста), канчжан (соевый соус) или кочхуджан (паста из красного перца — его, к слову, завезли в страну из Южной Америки португальцы в XVI веке).
В рационе южнокорейцев есть супы, лапша, каши. Так, например, чук (каша) прежде предназначалась людям с ослабленным пищеварением, в том числе старикам. Но со временем его стали готовить из разных круп с добавлением овощей, и это многим понравилось настолько, что начали даже открываться кафе, специализирующиеся на чуке.
Как и китайцы, южнокорейцы любят свинину, как и японцы, едят много рыбы. А еще одно национальное корейское блюдо — пибимпап — содержит говядину вперемежку с рисом, овощами и яичницей. Считается, что присутствие пибимпапа в рационе способствует профилактике заболеваний. Как тонизирующее средство в летнюю жару в Южной Корее употребляют посинтхан — суп-кашу из собачатины. Но это скорее дань традициям, которые молодежь в большинстве своем не поддерживает.
Меж тем южнокорейцы, заботясь о здоровом питании, не прочь выпить. Самый популярный у них алкоголь — макколи (рисовая брага крепостью 6-7 градусов) и соджу (корейская водка, 20-30 градусов). К тому же жители Южной Кореи — кофеманы. Страна занимает 7-е место в мире по импорту кофе. Южнокореец в среднем выпивает 438 чашек кофе в год.
При таком питании в Южной Корее доля людей с избыточным весом составляет 31,5 процента — это один из самых низких показателей среди стран ОЭСР (меньше только в Японии — 24,1 процента). На результат, вероятно, влияет и озабоченность южнокорейцев тем, чтобы быть стройными, привлекательными и, по идее, здоровыми. В стране это явление получило название — lookism (от английского look — вид, внешность). Его критикуют как навязывание стандартов красоты, но, получается, и оно работает на долголетие.