«Думаю, явка будет невысокой»
Сергей Смирнов рассказал об особенностях текущей предвыборной кампании и важности участия в голосовании
10 сентября в Удмуртии пройдут двойные выборы – депутатов государственного совета и главы региона. На финишной прямой кампании и.о. руководителя администрации главы и правительства республики Сергей Смирнов поделился с «Ъ-Удмуртия» своим видением ее особенностей и ожиданиями от дня выборов.
Подходит к концу предвыборная кампания в Удмуртии. Каковы ее первые итоги?
На мой взгляд, кампания идет достаточно ровно, без каких-либо грандиозных скандалов. Есть, к сожалению, не совсем этичное поведение в отдельных округах. Возможно, кандидаты не понимают, что когда речь идет о политическом процессе, людям не так важно, какие у участника предвыборной гонки скелеты в шкафу, как то, что он собирается сделать и как исправить ситуацию в районе. Когда переходят на личности, это говорит только о том, что не осталось других аргументов для политической борьбы, и в дело вступает борьба эмоциональная и, почти всегда, грязная. Это, конечно, не красит те политические движения, которые себе это позволяют.
В остальном, если говорить о кампании по выборам в госсовет, то здесь идет серьезная конкурентная, нешуточная борьба. И это очень здорово. Конкурентность — это всегда оживление политического пространства. Ее главное достоинство — возможность выбора. Прямо скажем, иногда в стабильной политической ситуации, когда, казалось бы, не нужна конкуренция, у кандидатов появляется некая «забронзовелость», 100-процентная уверенность в своей победе. Когда появляются оппоненты, особенно те, которые заставляют понервничать, это стряхивает «слой пыли», заставляет оживиться и вспомнить, для чего они вообще пришли в политику. Самое большое преимущество конкурентности, хотя не всем она нужна, — это то, что кандидаты начинают больше общаться с населением, разговаривать, слушать, исполнять наказы. Если это заставляет кандидатов в депутаты быть ближе к собственным избирателям, которых они будут представлять, то чем больше конкуренции, тем лучше. Мы все заинтересованы в том, чтобы депутаты были не небожителями, а представителями народа, которые тонко чувствуют всю проблематику.
Если говорить о кампании по выборам высшего должностного лица, то, как вы знаете, у нас достаточное количество претендентов — все парламентские партии представили своих кандидатов, плюс одна непарламентская, КПСС. Кандидаты ведут себя по-разному. Кто-то активен, кто-то не активен.
Были ли зафиксированы нарушения в ходе кампании?
Если сравнивать с прошлым годом, то есть тенденция к снижению количества жалоб. Но они есть, чаще всего это касается претензий со стороны одного оппонента к другому оппоненту, например, по незаконному распространению агитационных материалов или отсутствию сведений о судимости. ЦИК внимательно их рассматривает и дает ответы. Они почти все в последующем совпадают с судебными решениями. Если говорить о географии, то жалобы преимущественно фиксируются в Воткинске и Глазове, меньше в Ижевске, в остальных районах нет.
Удивительной особенностью этой кампании для нас стало не указывание в документах наличия судимости, что является основанием отстранения от выборов. Таких оказалось девять кандидатов — трое от «Справедливой России», двое от «Родины» и трое от КПРФ и один, по-моему, самовыдвиженец. Естественно, они были отстранены. Мало того, что судимы и идут на выборы, они знают закон и почему-то осознанно его нарушают.
Как вы думаете, с чем это может быть связано?
Чаще всего участие таких кандидатов неискреннее. Когда партия имеет желание выставить кандидатов по всем округам, она набирает людей, которые не планируют вести предвыборную борьбу, им настолько это индифферентно, что они даже не удосуживаются сообщить об отсутствии оснований стать депутатами.
Кто заметил нарушения?
ЦИК. Когда подаются сведения кандидатов, они проверяются всеми законными способами, соответственно, проверка выявляет нарушения. В связи с чем ТИК или ЦИК отзывает их из выборного процесса.
Какая явка ожидается на выборах в этом году?
Никаких ожиданий нет, ни на что не ориентируемся. Думаю, явка будет невысокая, но качественная. Поездки по районам показывают, что у людей есть, к сожалению, много проблем и дел, и политика точно не стоит в числе первых. Никаких действий для искусственного увеличения явки предприниматься не будут. Мало того, я проводил совещания с главами муниципальных образований, где обратил внимание, что будут очень жесткие наказания, если где-то возникнут какие-нибудь «фокусничества». Главная задача в организации любых выборов — максимальная легитимность и открытость. Моя личная позиция — на выборы ходить, конечно, нужно. Сидя где-нибудь на кухне, многие люди часто говорят о том, как все плохо, но когда предоставляется реальный шанс повлиять на свою жизнь, то почему-то на выборы не приходят.
Мне что-то подсказывает, что те люди, которые действительно ожидают перемен, обязательно проголосуют. Кому все равно, те на избирательные участки не придут. Палками их точно гнать не будут. Поэтому, повторюсь, явка будет качественная. Кстати, практика показывает, что очень часто, когда нас пытаются пугать низкими или высокими явками, это передергивание фактов. Потому что, например, в одной из демократических, как многие считают, стран, США, в одном из самых политически активных городов, Нью-Йорке, на последних выборах мэра явка составила, по-моему, 22-23%. Это хороший повод задуматься. Но, тем не менее, задача республиканских властей максимально проинформировать о том, когда, где и как можно сделать свой выбор. Потому что бывает так, что люди не проголосовали, потому что просто не знали о проведении выборов.
Можно ли сказать, что интерес к выборам главы Удмуртии выше, чем интерес к выборам депутатов в государственный совет?
Мы сможем об этом сказать или не сказать только по итогам голосования. Будут экзит-поллы, подсчеты, большое количество наблюдателей. Но, по ощущениям, я бы не согласился с этим утверждением. Врио главы региона не ведет активную кампанию. Другие кандидаты на ВДЛ по-разному, но нельзя сказать, что они как-то очень энергично ведут агитацию. Другое дело — кандидаты в депутаты госсовета. В тех районах, где идет активная кампания, будет больший интерес к парламентским выборам, чем к губернаторским. Все покажет 10 число. Мне самому интересно, какие будут результаты.