«Доходы населения начали восстанавливаться»
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин — в интервью «Ъ FM»
Санкции и политическая обстановка в России не пугают зарубежных инвесторов, заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин в интервью обозревателю «Коммерсантъ FM» Дмитрию Дризе на полях Восточного экономического форума во Владивостоке.
— Как вы оцениваете потенциал Дальнего Востока с точки зрения инвестиций? Есть мнение, что японцы, корейцы хотят сотрудничать, есть ли какой-то прогресс в этом направлении?
— Сотрудничать хотят все, но надо понимать, что путь от идеи до проработки проекта и его конкретной реализации небыстрый. Проекты потихоньку начинают реализовываться, это активное развитие и в территориях опережающего развития, и по аэропортам таких городов, как Владивосток — сингапурские инвесторы, Хабаровск — это как раз японские инвесторы.
— Хотят ли они инвестировать и в каких объемах?
— Да, хотят, и инвестируют активно, потенциальные оценки объема инвестиций — до 3 трлн руб.
— Влияют ли на этот процесс вопросы, связанные, например, с мирным договором с японцами [формально между двумя странами до сих пор не подписан мирный договор по итогам Второй мировой войны — прим.ред.]?
— Вопрос политической повестки постоянно решается на высшем уровне. Но при этом бизнес, в первую очередь, смотрит на имеющиеся возможности с учетом налоговых льгот, которые есть на Дальнем Востоке — здесь потенциал просто уникален. Поэтому, вне зависимости от политических треков, бизнес приходит, активно развивается. А мы со своей стороны в режиме постоянного контакта смотрим проекты, которые могут реализовываться, и стараемся им помогать.
— Но есть проблема — плохая инфраструктура: Владивосток в этом плане далек от идеала.
— Здесь тоже можно привести пример российско-японского сотрудничества: на форуме компания АИЖК [ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» — прим.ред.] совместно с японскими партнерами подготовила новый мастер-план. Это интересный проект, всем советую понаблюдать за тем, как город может развиваться и становиться комфортной средой для жизни человека. Здесь созданы многие условия, в том числе крупный Дальневосточный федеральный университет — очень важный элемент современных городов. Если он тоже будет развиваться, выходить на новый уровень, повышать качество, то возможно создать все условия для того, чтобы лучшие таланты оставались жить во Владивостоке.
— В целом инвесторы заинтересованы в сотрудничестве с Россией, но не мешают ли этому сложная обстановка, санкции?
— Инвесторы идут, да и обстановка в стране у нас уже нормальная на самом деле. Здесь главное — это предсказуемая ситуация, в том числе для инвесторов, даже наличие санкций, если они стабильные, если они не меняются и условия понятны. Мы видим стабильно низкую инфляцию, устойчивый валютный курс — все эти вещи создают условия для привлечения инвестиций в российскую экономику. Прямые иностранные инвестиции за первое полугодие, например, составили $14 млрд.
— Низкая инфляция и стабильность перевешивают негативный политический фон?
— Если пару лет назад у нас, помимо негативного политического фона, была еще и высокая макроэкономическая волатильность, то сейчас факторы риска, связанные с макроэкономикой, в значительной мере сняты с повестки дня, поэтому условия стали лучше. По политическому направлению мы тоже будем двигаться вперед: несмотря на историю с последним законом об американских санкциях, настрой наших европейских партнеров улучшается.
— Прокомментируйте свои слова о том, что мы стали жить лучше — все-таки доходы населения падают, у людей есть неуверенность в завтрашнем дне.
— Доходы населения уже начали восстанавливаться — это видно по динамике заработных плат, пенсии в реальном выражении тоже растут. Но важно понимать, что мы еще далеки от того, чтобы отыграть падение 2014–2015-го и начала 2016 года, поэтому здесь еще предстоит долгий путь.
— Ваш прогноз отношений доллара и рубля?
— Доллар-рубль остался примерно там же, где был, а евро-рубль очень серьезно повысился — это связано, конечно, с динамикой евро к доллару на мировом рынке. У нас есть прогноз, предполагающий определенное снижение цен на нефть к концу года — 62–63 руб., — то есть не сильно отличающийся от тех уровней, которые мы видели в последние месяцы.