Стало страшно и «Оно»
Экранизация романа Стивена Кинга
В прокат выходит экранизация одного из самых впечатляющих и масштабных романов Стивена Кинга «Оно». Фильм вполне справляется с задачей напугать зрителя, но не предлагает ему ничего нового. Рассказывает Юлия Шагельман.
В романе «Оно» собраны все любимые приемы и образы Стивена Кинга: симпатичный американский городок, таящий ощущение беспредельного ужаса, рутинное бытовое зло, которое оказывается страшнее любой потусторонней нечисти, герои-подростки, одерживающие победу и над тем, и над другим. Именно из этой книги, как из гоголевской «Шинели», вышли все истории про обаятельных ботанов, внезапно сталкивающихся со сверхъестественным: от «Останься со мной» (1986) до «Супер 8» (2011) и «Очень странных дел» (2016).
Впервые «Оно» было экранизировано в 1990 году в виде двухсерийного телефильма. Новая адаптация выходит спустя символические 27 лет: именно через такие промежутки в город Дерри, штат Мэн, по сюжету возвращалось ужасное Оно. Впрочем, работа над фильмом шла с 2009 года, и только многочисленные перестановки в съемочной группе привели к такой дате премьеры.
Первоначально режиссером фильма должен был стать Кэри Фукунага, известный по первому сезону сериала «Настоящий детектив». Он покинул проект в 2015 году из-за творческих разногласий — его видение оказалось еще более мрачным и пугающим, чем у самого Кинга. В результате «Оно» снял аргентинский режиссер Андрес Мускетти, вполне добросовестно следующий букве книги и не позволяющий себе особых вольностей.
Действие фильма перенесено из 1950-х в не менее ностальгические 1980-е: ни мобильных телефонов, ни игровых приставок, дети с ключами на шее целыми днями гоняют на велосипедах, а взрослые смотрят телик и ездят на огромных угловатых автомобилях.
Благодаря работе художника-постановщика и оператора картине вполне удается выглядеть как аутентичный фильм той эпохи.
В городке таинственным и жестоким образом исчезают дети, и кажется, до этого никому нет дела, кроме 11-летнего Билла Денбро (Джейден Либерер), маленький брат которого пропал первым. Страдающий заиканием и потому не сильно популярный среди сверстников Билл дружит с такими же отверженными: очкариком Ричи (Финн Вулфард, более или менее повторяющий свою роль из «Очень странных дел»), астматиком-ипохондриком Эдди (Джек Грейзер) и евреем Стэнли (Уайатт Олефф). Позже к Клубу неудачников (так дети прозвали свою компанию) присоединяются толстяк Бен (Джереми Рей Тейлор), чернокожий Майк (Чоузен Джейкобс) и единственная девочка — Беверли (София Лиллис, пожалуй, единственная хорошая актриса из всего юного каста). Вместе Неудачники противостоят жуткому клоуну Пеннивайзу (Билл Скарсгард как будто был создан специально для этой роли) и злобным хулиганам во главе с отморозком Генри (Николас Хэмилтон, не выходящий за рамки банальной карикатуры).
Первый час экранного времени авторы фильма тратят на представление героев, перемежая его парадом страшилок. Каждый из ребят встречается с Пеннивайзом, что дает возможность показать весь набор клише из фильмов ужасов: от гниющего прокаженного до фонтанов крови в стиле «Кэрри». Все это честно щекочет зрительские нервы, но персонажи остаются схематичными, а в истории зияют дыры. Заполнить их, видимо, должна вторая часть, в которой герои вернутся в Дерри уже взрослыми.
У Кинга нездешние ужасы, с которыми сталкивался Клуб неудачников, были рифмой к ужасам реальным — страху взросления, страху быть не таким, как все, страху непонимания, страху не оправдать надежды родителей. Но создателям фильма не очень интересно углубляться в психологию, и «Оно», при всей его размашистости, остается довольно поверхностным. Как Пеннивайз, который в книге был воплощением древнего хтонического зла, здесь просто страшный клоун из канализации, так и вся картина — аккуратная гладкая адаптация, составленная из множества деталей, но за их перечислением потерявшая дух первоисточника.