«Необходимо не поддаваться “криптоанархизму”»
Элина Сидоренко, руководитель рабочей группы по оценкам рисков оборота криптовалюты Госдумы
От самостийного развития рынок криптовалют постепенно переходит в русло, регулируемое государством. О необходимости такого регулирования и будущего законодательства по криптовалютам в интервью “Ъ” рассказала руководитель рабочей группы по оценкам рисков оборота криптовалюты Государственной думы Элина Сидоренко.
— На днях ЦБ обозначил свою позицию относительно использования и оборота криптовалют в России. Как и три года назад, она резко отрицательная. Хотя в последнее время возникало ощущение, что настрой регулятора поменялся. Мы откатываемся назад?
— Криптоиндустрия сегодня — это реальность. Это данность, с которой мы должны считаться. Но это вовсе не означает, что позиция ЦБ должна приводить к шоку и дестабилизации на рынке. Мы ни в коем случае не откатились назад. Как раз наоборот. Мы уже осознаем, что крипторынок не может существовать вне правового поля. И своей позицией ЦБ только подтвердил то, что необходимо развивать криптовалютное право. Вместе с тем регулятор предупреждает, что, пока законодательства еще нет, необходимо быть сдержанными в своих побуждениях относительно ICO и криптовалют и не поддаваться «криптоанархизму». Нужно понимать, насколько рискованный характер носят сделки на крипторынке в настоящий момент, когда правовое поле еще не создано.
— Законодательство все же будет?
— Мы полагаем, что будет. Причем нет никаких предпосылок считать, что оно будет носить какой-то репрессивный характер. Сейчас никто из ведомств, участвующих в дискуссии, не отрицает возможность легализации криптовалют. Напротив, из позиции Минкомсвязи, которое говорит о налоге на такой актив для физических лиц, из позиции Минфина, которое предлагает рассматривать криптовалюту только в рамках профессионального рынка, прослеживается общее направление движения всех министерств и ведомств по поиску той сферы, в которой криптовалюта будет применяться.
— Какова позиция силовиков? Из последних новостей (я имею в виду арест в Костроме) складывается ощущение, что они не разделяют желания финансистов легализовать операции с криптовалютами…
— Да, силовые структуры (МВД, прокуратура, Росфинмониторинг) подчеркивают высокие риски, связанные с анонимностью криптовалютных трансакций, с невозможностью идентификации пользователей. Но это тоже общемировой тренд: все государства задумываются о создании законодательных механизмов, которые помогут отделить криминальный криптовалютный элемент от нормального рынка, расследовать преступления, связанные с оборотом и использованием виртуальной валюты. Как и финансовый сектор, силовые ведомства заинтересованы в том, чтобы закон о криптовалютах был. Ибо тогда будут определены ее правовой статус и правовые меры реагирования на нарушение порядка оборота. Надеюсь, что существующие в настоящее время проблемы мы обсудим в сентябре в рамках рабочей группы.
— Близки ли наши ведомства к выработке общей позиции, характеризующей отношение государства к крипторынку?
— Нужно понимать, что общий вектор сейчас задается даже не в рамках российских госструктур, а в рамках общемировой практики. Во всех странах, где активно развивается крипторынок, постепенно приходят к тому, что регулирование необходимо. Причем регулирование довольно жесткое — с определением сегмента рынка, установлением идентификационных признаков владельцев криптовалюты, статуса токенов. Эта тенденция прослеживается везде, и это ожидаемый процесс.