«Ямал» залетит в Челябинск
и запустит девять рейсов в следующем году
Перелеты авиакомпании «Ямал» из Челябинска начнутся в 2018 году и будут осуществляться по восьми внутрироссийским и одному международному направлению. Вопросы, связанные с приходом перевозчика в столицу Южного Урала, сейчас активно решаются на уровне рабочей группы, в которую входят представители самой компании, аэропорта и правительства Южного Урала. Руководство авиапредприятия и областные власти считают развитие сети региональных маршрутов из Челябинска с участием «Ямала» стратегической задачей, однако в аэропорту отмечают, что реализация планов возможна только при комплексной поддержке властей, в частности субсидировании рейсов.
Открытие рейсов авиакомпании «Ямал» из Челябинска запланировано на 2018 год. Об этом „Ъ-Южный Урал” сообщил финансовый директор ОАО «Челябинское авиапредприятие» Антон Перфильев. По его словам, сейчас рабочая группа с участием перевозчика, региональных властей и авиапредприятия прорабатывает ряд вопросов, связанных, в частности, с формированием маршрутной сети и субсидированием рейсов, которое необходимо на начальном этапе. Предварительно составлен список направлений, в которых будет выполнять перелеты «Ямал»: Тюмень, Волгоград, Минеральные Воды, Самара, Краснодар, Ростов-на-Дону, Красноярск, Горно-Алтайск и Астана.
«Сейчас стоит задача договориться о достаточном количестве рейсов, которые будут начинаться и заканчиваться в Челябинске,— комментирует господин Перфильев.— В этом случае мы получим больше гарантий, что рейсы будут стабильными, и Челябинск в маршрутной сетке не будет заменен на какой-либо другой город. Нам это даст увеличение пассажиропотока и открытие новых направлений. Вопрос стратегический, мы понимаем, как по этому пути двигаться, видим практические шаги со стороны правительства области и авиакомпании „Ямал”».
По словам собеседника „Ъ-Южный Урал”, сейчас областные власти прорабатывают вопрос внесения изменений в бюджет следующего года, поскольку запуск рейсов «Ямала» из Челябинска потребует субсидирования на начальном этапе. «Этим сейчас активно занимается министерство транспорта региона,— говорит Антон Перфильев.— Сейчас рынок авиаперевозок таков, что перевозчик не может запустить сеть региональных маршрутов на комплексной основе без субсидий. Конвертация имеющихся планов во многом зависит от решения этого вопроса».
Возможность привлечения авиакомпании «Ямал» в качестве базового перевозчика челябинского аэропорта губернатор Челябинской области Борис Дубровский обсудил с главой ЯНАО Дмитрием Кобылкиным в начале июня на Петербургском международном экономическом форуме. В середине июля для обсуждения вопроса в Челябинск прибыл генеральный директор авиакомпании Василий Крюк. Он отметил, что перевозчик заинтересован в дальнейшем развитии региональных перевозок и готов к обсуждению условий долгосрочного сотрудничества с аэропортом Челябинск.
На прошедшей 22 августа пресс-конференции Борис Дубровский заявил, что отсутствие базового перевозчика в аэропорту затрудняет его развитие, поэтому власти ведут работу в этом направлении. «Переговоры проходят достаточно позитивно. Компания предлагает нам организовать межрегиональные перелеты. Сейчас формируем список городов, в которые можно будет улететь не через Москву, а непосредственно из Челябинска. Здесь возникает необходимость компенсировать доходы этим компаниям. Найдем решение, в том числе и с теми регионами, разделим с ними финансирование, выпадающие доходы»,— подчеркнул глава региона.
Губернатор подчеркнул, что «Ямал» сейчас базируется в Тюмени, но готов работать с Челябинском, если в компании «увидят динамику». «Для нас это крайне важно, поскольку инвестиции в инфраструктуру аэропорта во многом зависят от того, какая будет динамика пассажиропотока в перспективе. И непременным условием является наличие базовой компании»,— добавил господин Дубровский.
По мнению директора туристической компании «Сусанин» Анатолия Гуревича, возможности «Ямала» как потенциального базового перевозчика для аэропорта Челябинск затрудняет отсутствие достаточного количества подходящих воздушных судов и относительно низкая потенциальная востребованность заявленных направлений. «Конечно, если речь идет о 2018 годе, то привлечение новых провозных мощностей особых трудностей вызвать не должно, однако по названным направлениям, на мой взгляд, довольно трудно обеспечить серьезный пассажиропоток. Есть спрос на перелеты в Тюмень, но в этом направлении имеет смысл выполнять перелеты на небольших бортах с количеством мест не более 50. По остальным направлениям целесообразно запускать от одного до трех рейсов в неделю, а это уже никакого отношения к бизнесу не имеет, и об окупаемости здесь говорить сложно»,— считает господин Гуревич.
По его словам, заинтересованность властей в привлечении базового перевозчика вполне понятна, поскольку это даст возможность усилить инвестиционную привлекательность региона. Однако взаимодействие аэропорта и авиакомпании — это исключительно коммерческая деятельность. «Субсидии могут временно поддержать перевозчика, однако он все равно должен понимать, выйдет ли в итоге на достаточный уровень рентабельности. Поэтому считаю, что в целом направление работы правильное, однако, скорее всего, до того как что-то будет реализовано, планы еще не раз поменяются»,— отметил эксперт.