Зерно выедет бесплатно
Тариф на его перевозку могут обнулить
Правительство может перейти к поддержке аграриев за счет обнуления железнодорожных тарифов на перевозку зерна в порты юга из Сибири, Поволжья и с Урала. Это, по мнению Минсельхоза, убедит трейдеров закупать зерно не только на юге страны и стабилизирует падающую цену на рынке. При реализации этой меры доля железной дороги в перевозках зерна может вырасти с 30% до 40%. Но о том, кто компенсирует ОАО РЖД недополученные средства, равно как и об обеспечении гарантий по объему экспорта, ничего не известно.
Глава Минсельхоза Александр Ткачев вчера предложил вместо зерновых интервенций контролировать цены на зерно за счет стимулирования экспорта. Как пояснил он «РИА Новости», речь идет о том, чтобы «субсидировать железнодорожные тарифы практически на 100%» на транспортировку зерна из Поволжья, Урала, Сибири в южные порты, это, по его мнению, сделает для трейдеров выгодным зерно не только с юга. Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что Минсельхоз рассматривает оба метода — и интервенции (вчера господин Ткачев уточнил, что с рынка нужно убрать порядка 3 млн тонн зерна), и стимулирование экспорта. В секретариате господина Дворковича вчера не уточнили его позицию, равно как и источник возмещения затрат ОАО РЖД. В ОАО РЖД отказались от комментариев. Ранее глава монополии Олег Белозеров говорил, что выступает за прямую поддержку грузоотправителей государством.
Олег Белозеров, президент ОАО РЖД, в интервью «Интерфаксу» 30 мая 2016 года
РЖД не должны субсидировать угольщиков или других клиентов с дешевыми грузами
По итогам прошлой недели средние цены на пшеницу третьего класса снизились на 150 руб., до 8,5 тыс. руб. за тонну, четвертого класса — на 125 руб., до 7,57 тыс. руб. за тонну (ниже минимума осени 2014 года), сообщал «Совэкон». По его данным, цены активно снижаются и на юге, и в центре, и в Поволжье, начало дешеветь зерно и за Уралом. На цены давит большой урожай, нехватка мощностей по хранению и вагонов-зерновозов, стартовавшая уборка поздних кукурузы и подсолнечника лишь усугубит ситуацию, говорили в «Совэконе». Институт конъюнктуры аграрного рынка на прошлой неделе повысил прогноз сбора зерна с 128,5–131,5 млн тонн до 131–134 млн тонн. Таким образом, РФ может побить рекорд СССР 1978 года (127 млн тонн).
Источник “Ъ” в транспортной отрасли рассказывает, что прежнюю систему дотаций при перевозках зерна на дальние расстояния искоренили как перекрестное субсидирование, хотя раньше «так ездила на юг вся Сибирь». Возвращение дотации будет соответствовать интересам и Минтранса, и Минсельхоза, считает он. Инициатива критична для Поволжья, где ожидается огромный урожай, а предлагаемая мера может стимулировать трейдеров закупать часть зерна в этом регионе, что поддержит цены, считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. В Сибири надо смотреть на урожай, который может не оказаться чрезмерным, добавляет он.
Сочетание неблагоприятной ценовой конъюнктуры экспорта и дорогого рубля сильно давит на маржинальность экспорта и ограничивает его потенциал для Сибири, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. При ценах FOB на пшеницу четвертого класса в портах юга на уровне $182 (около 10,4 тыс. руб.) затраты на логистику составляют 2,4–2,7 тыс. руб. для юга, 3,1–3,4 тыс. руб. для центра и Приволжья, до 4,5–4,7 тыс. руб. для Омской и Новосибирской областей, говорит он, а закупочная цена на пшеницу в Сибири на уровне 7 тыс. руб. и снижается. По расчетам эксперта, субсидирование железнодорожного тарифа из удаленных регионов потребует не менее 3,5 млрд руб. (1150–1300 руб. на тонну) и повысит конкурентоспособность пшеницы из Сибири, а также стимулирует рост перевозок по железной дороге (он начал демонстрировать рост в связи с «обелением рынка» из-за усиления контроля над уплатой и возвратом НДС при экспорте). При этих мерах господдержки доля железнодорожных перевозок в экспорте зерна может вырасти с 30% до 40%, полагает он.
Глава «Совэкона» Андрей Сизов считает, что реализация идеи выглядит маловероятной при ограниченности бюджетных средств. Кроме того, по его словам, обеспечить гарантированный объем поставок, на чем, скорее всего, будет настаивать ОАО РЖД, невозможно.