Прорастая на стенах города

Город

За последние 30 лет на стенах домов в Берлине появилось немало граффити. Они возникают в самых разных районах города, превращая улицы в арт-галереи под открытым небом. Подробнее об истории берлинских граффити и их современном состоянии — в материале Джоанны Трапп.

"Это изображение больше, чем роспись,— задумчиво роняет Норберт Мартинс,— это памятник". Произведение искусства, о котором он говорит, находится в районе Веддинг и изображает трех братьев под слоганом "Gewachsen auf Beton" ("Выращенный на бетоне"). Двое из изображенных на рисунке мужчин, Жером и Кевин-Принс Боатенги, сейчас играют в футбол на крупнейших стадионах мира и почитаются молодежью Берлина как спортивные кумиры. Никто не подумает стереть этот памятник, хотя его существование нарушает ряд законов о публичной собственности. Роспись также является рекламой спортивной обувной компании и до сих пор не получила официального разрешения от округа. Другими словами, если бы правила были приняты всерьез, братья Боатенг должны были бы исчезнуть с лица города.

Изображение трех братьев — лишь одно из немногих огромных граффити, которые сейчас украшают улицы Берлина.

И Норберт Мартинс знает историю этих изображений, как никто другой. Он опубликовал книгу об уличных граффити в Берлине и водит туристов посмотреть на наиболее знаменитые из них. С 1975 года, по его подсчетам, на улицах города появилось 750 таких изображений, и он сфотографировал все. Иногда он даже присутствовал при их создании.

Новые картины все еще создаются уличными художниками с целью самовыражения или политического протеста

Пробным камнем для немецкого уличного искусства в 1971 году стали общественные здания и бункеры, роспись которых администрация города Бремена заказала нищим уличным художникам. В 1975 году движение достигло Западного Берлина, где в городском массиве по-прежнему оставалось бесчисленное количество свободных участков, уничтоженных бомбами Второй мировой войны. Открытые стены, выходящие на эти пространства, были для художников обнаженными, голыми и уродливыми холстами.

Затем Берлинский сенат начал организовывать конкурсы Kunst am Bau ("Искусство на зданиях") и Farbe im Stadtbild ("Цвет в городском ландшафте"). Интерес к граффити проявили и сквоттеры: они использовали фасады для незаконных изображений протестных лозунгов. Когда пустыри в городе начали исчезать, было уничтожено и множество этих росписей. Но новые картины создаются и сегодня уличными художниками с целью самовыражения или политического протеста. Кроме того, местные жилищные ассоциации недавно обнаружили, что дома, на которых изображены привлекательные фрески, легче сдавать в аренду.

Вся лента