Свидетель обвинения
Какую роль сыграет Игорь Сечин в суде по делу Алексея Улюкаева
Игорь Сечин «дал показания» по делу Алексея Улюкаева, но сделал это перед журналистами на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. По словам главы «Роснефти», бывший министр совершил преступление.
«Находясь в должности министра, Улюкаев требовал незаконного вознаграждения, сам определил его размер, сам приехал за ним, сам его руками забрал, погрузил в машину и сам уехал. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации это преступление, тут не о чем даже говорить»,— заявил Игорь Сечин журналистам.
Бывшего министра экономического развития обвиняют в получении взятки в размере $2 млн — по версии следствия, за эти деньги он обещал дать положительный отзыв на сделку по покупке компанией «Роснефть» пакета акций «Башнефти». По информации обвинения, Игорь Сечин лично подписал запрос в ФСБ по поводу действий бывшего министра. Сам Алексей Улюкаев называет все произошедшее провокацией.
Игорь Сечин заявлен в числе свидетелей обвинения, до сих пор неизвестно, выступит ли он на процессе — его представители утверждают, что повесток в суд глава «Роснефти» пока не получал.
По мнению адвоката Алексея Улюкаева Дареджан Квеидзе, заявление главы «Роснефти» журналистам на эту тему было заранее подготовленным, и вряд ли он теперь выступит в суде. «В общем-то, это позиция государственного обвинения, поэтому я даже другого какого-либо комментария или высказывания, честно говоря, не ожидала в данной ситуации. Он говорит, что это преступление.
Но преступником человека нельзя никоим образом назвать до тех пор, пока не признал его таковым суд.
Заметьте, он не сказал, что Улюкаев пришел за взяткой, он сказал «за незаконным вознаграждением» — это две разные вещи. Я не знаю, он намеренно так сказал, или у него так получилось. Было бы совсем прекрасно, если бы он, конечно, пришел бы в суд, потому что у защиты есть, конечно, вопросы к такому свидетелю. Но я, честно говоря, сомневаюсь. Я полагаю, что вот это и было его ответом на вызов в суд», — заявила она в беседе с «Коммерсантъ FM».
Директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что активность в деле Улюкаева в целом выгодна для главы «Роснефти». «Сейчас действительно необходимость его присутствия в качестве свидетеля в суде отпадает. Но подчеркну, что для руководства «Роснефти» значимость дела Улюкаева несколько возросла в свете заявлений президента по другому конфликту, в котором участвует «Роснефть» — спору с АФК «Система». И «Роснефти» сейчас важно показать, что на другом фронте — в деле Улюкаева — она наступает. Поэтому думаю, что ситуация будет динамичной. Во многом динамика дела будет определяться тем, будет ли заключено мировое соглашение с АФК «Система», а если будет, то на каких условиях. Сегодняшнее заявление господина Сечина — это как раз и есть элемент атаки», — рассуждает политолог.
Формат участия свидетеля в процессе не обязательно подразумевает личное присутствие на судебном заседании, отметил управляющий партнер фирмы «Интеллектуальный капитал» Роман Скляр. Но большинство вариантов по формальным признакам не подходит для главы «Роснефти». «Если исходить из того, что он является свидетелем, то, конечно, в силу прямого указания закона, он не вправе уклоняться от явки в суд без уважительной причины. Порядок допроса установлен Уголовно-процессуальным кодексом. Но он также допускает проведение допроса свидетеля по видеосвязи. В случае неявки свидетеля при определенных условиях могут быть оглашены его показания, данные на предварительном следствии — для этого нужно одновременно согласие стороны обвинения и стороны защиты. Кроме того, есть обстоятельства, при которых суд может не спрашивать согласия обоих сторон на оглашение показаний свидетеля — это может произойти в случае смерти свидетеля, тяжелой болезни, в случае если свидетель является иностранным гражданином и отказывается явиться по вызову суда, стихийное бедствие или в случае, если установить место нахождения свидетеля невозможно», — пояснил юрист.
Во вторник в ходе очередного заседания суда прокурор зачитал расшифровку разговора Игоря Сечина и Алексея Улюкаева во время передачи взятки. Глава «Роснефти» извиняется перед бывшим министром, что затянул с исполнением поручения, а позднее просит Улюкаева забрать «корзинку» и приглашает «попить чай».