Область транзитного выдвижения
Как бизнесмен из Санкт-Петербурга избирается в Госдуму от Брянской области
Кандидат от ЛДПР в Госдуму на довыборах по одномандатному округу в Брянской области, миллиардер Борис Пайкин ведет агитационную кампанию в духе 1990-х годов. Выходцу из Санкт-Петербурга нужно добиться узнаваемости в регионе, где он до начала кампании не бывал. Серьезных конкурентов у господина Пайкина нет, а проводить агитацию ему помогают областные чиновники.
Без партийного акцента
Выборная кампания в Брянскую область пришла неожиданно. В 2016 году избиратели 77-го Брянского округа на выборах в Госдуму проголосовали за местного предпринимателя-агрария, единоросса Владимира Жутенкова, но в июне он решил отказаться от мандата и вернуться в бизнес. Кандидатом, имеющим наибольшие шансы на избрание, считается бизнесмен из Санкт-Петербурга Борис Пайкин, выдвинутый ЛДПР. Он уверяет, что по пути депутата Жутенкова в Госдуме точно не пойдет: «Жутенков основал бизнес и управлял им. У меня другая ситуация. Я партнер компании Fortgroup, но непосредственно бизнесом не занимаюсь. Есть партнер, команда, которые работают».
Его билборды и плакаты во всех входящих в избирательный округ районах Брянска: кандидат стоит на фоне колосящихся полей и обещает области «достаток и процветание». Символики ЛДПР на плакатах нет. «На всех встречах я говорю, какую партию представляю. В первую волну агитации в печатной продукции символика партии была»,— объясняет Борис Пайкин.
«Единая Россия» на довыборах своего представителя так и не выдвинула, хотя глава генсовета партии Сергей Неверов анонсировал проведение праймериз «по укороченной процедуре». Глава исполкома брянского отделения Андрей Сотников объяснял, что принято решение не проводить праймериз, при которых кандидатуру определил бы региональный политсовет. «Они, вероятно, не выразили бы волю жителей Брянщины»,— отметил единоросс, уточнив, что эта позиция согласована с лидером партии Дмитрием Медведевым.
Свое выдвижение в Брянской области господин Пайкин объясняет так: «Партия так решила, Владимир Жириновский вызвал меня в Москву и объявил. Если он говорит, то варианта два — или согласиться, или уйти из партии». Он признает, что ему удобнее было бы баллотироваться в своем регионе по Кингисеппскому округу в Ленинградской области (место освободилось после ухода Сергея Нарышкина на пост главы Службы внешней разведки). В 2016 году господин Пайкин баллотировался в Госдуму по округу в Санкт-Петербурге, однако занял только четвертое место.
Конкурентов в округе у господина Пайкина достаточно — кроме него на мандат претендуют восемь человек. Однако увидеть можно только агитацию кандидата ЛДПР. Ее обилие компенсирует отсутствие рекламы конкурентов. Как рассказал “Ъ” источник, близкий к руководству Госдумы, округ фактически «был зачищен под Пайкина по просьбе Владимира Жириновского, хотя в рядах единороссов были интересанты»; по его словам, «Пайкину создали условия максимального благоприятствования». В ЛДПР господин Пайкин считается одним из крупных партийных спонсоров.
Отказы в регистрации получили бывший федеральный инспектор в регионе Николай Бурбыга и лидер партии «Великое Отечество» Николай Стариков. «Стариков особенной опасности не представлял, Бурбыга мог бы что-то набрать, но расклад они бы не изменили»,— заверил “Ъ” собеседник, близкий к руководству региона.
Кандидат от «Яблока» Ольга Махотина полагает, что КПРФ могла бы выдвинуть и более сильного представителя: «Главу обкома Степана Понасова, второго секретаря Андрея Ахрицкого знают неплохо, в отличие от кандидата Александра Куприянова». Господин Понасов пояснил, что из-за «неожиданной кампании» КПРФ столкнулась с недостатком финансов: «Хорошо, что в таких условиях Александр Куприянов согласился вести кампанию».
Господин Куприянов по образованию врач-психиатр, в YouTube его канал называется «Доктор Правда» (один из роликов набрал 40 тыс. просмотров, какие-то набирают всего несколько сотен). Главная претензия коммунистов к кампании Бориса Пайкина — использование административного ресурса, при этом Александр Куприянов уточнил, что ему «помех во встречах не создают». «Но административный ресурс — это не только давление на кандидата. Пайкину собирают залы, для нас так делать не будут. Он постоянно появляется с губернатором, ездит в сопровождении чиновников, которые ставят людям задачи голосовать за кандидата от ЛДПР»,— возмущается Андрей Ахрицкий. Александр Куприянов его поддерживает: «Все ларьки, магазины в плакатах Пайкина — вроде бы все добровольно, но потом собственники признаются: при отказе им сулили проблемы с бизнесом. Обидно за нас, жителей области,— получается, мы не способны выбрать земляка, власть проталкивает чужака — человека со стороны, похожего на убитого певца Михаила Круга».
Кандидат на вырост
Ольга Махотина отсутствие своей агитации объясняет тем, что предпочитает «личные встречи». Остальные кандидаты в агитации также не усердствуют. Сергей Малинкович («Коммунисты России»), Николай Алексеенко («Родина») и Владимир Ворожцов (Партия пенсионеров за справедливость), как и выдвиженец ЛДПР, никакого отношения к Брянской области не имели. «Их не видно и не слышно»,— говорит Ольга Махотина. «Даже на дебаты никто не ходит, в том числе Борис Пайкин. На последние дебаты пришел я и заезжий кавалерист Малинкович»,— добавил Александр Куприянов.
Господин Пайкин сообщил “Ъ”, что после выдвижения «постоянно находится в регионе». Он ездит по районам, а встречи активно освещают провластные СМИ. «Он ходит по проблемным местам, куда и местные жители не всегда заходят»,— отметила Ольга Махотина. Один из основных элементов кампании кандидата от ЛДПР — открытие спортивных площадок, которые в агитации называют «площадки ГТО». «Подали на эти действия в суд, очень похоже на подкуп избирателей»,— сообщил “Ъ” Александр Куприянов. В областных СМИ говорится, что площадки строятся на основании частно-государственного партнерства. Борис Пайкин по этому поводу говорит так: «В области приняли решение строить площадки, я участвую в их открытии, что тут незаконного?» При этом он возмущается, что его «обвиняют в административном ресурсе»: «Но где он? Регион заинтересован получить сильного кандидата, люди смотрят не на то, из какой партии, а какую пользу может принести».
Александр Куприянов и Ольга Махотина называют еще одну проблему — закрытость власти. «На входе в администрацию области поставили турникеты. С губернатором Александром Богомазом я виделся один раз, и то случайно. Экс-глава Николай Денин первые годы на посту поддерживал диалог»,— сказал господин Куприянов. Жительница Брянска Ирина также пеняет на турникеты и вспоминает господина Денина: «Он без охраны ходил, к нему утром можно было подойти около администрации, высказаться. Богомаз ходит с охраной».
Борис Пайкин, напротив, губернатора хвалит: «По производству картофеля область догнала Белоруссию, хотя ее площадь в шесть раз меньше, животноводство поднялось в два раза, зерновые — в два раза». При этом Александр Куприянов и Ольга Махотина допускают, что господин Пайкин может в будущем возглавить область. «Даже у самого успешного губернатора есть оппозиция, для всех хорош не будешь. На сегодняшний день я не смогу стать губернатором лучше, чем Александр Богомаз, он область досконально знает. Если не можешь быть лучше, никогда не нужно идти на это место»,— заключил Борис Пайкин.