Диагноз после вскрытия проблем
Надо ли ограничить оборот пневматического оружия
Инцидент в подмосковной школе продолжает обрастать новыми деталями. В Росгвардии сообщили, что охрана учреждения, где 5 сентября подросток напал на учительницу, была организована с нарушениями. Кроме того, стало известно, что пневматическое оружие, из которого выстрелил ученик ивантеевской школы, ему подарили родители. Сейчас следствие просит суд заключить подростка под арест. Андрей Загорский и Алексей Соколов разбирались, может ли инцидент в Ивантеевке стать поводом для ужесточения правил продажи и хранения пневматического оружия.
Как и любой другое громкое событие, нападение подростка на учительницу в Подмосковье вскрыло сразу несколько проблем. 5 сентября в школе №1 города Ивантеевки девятиклассник атаковал преподавательницу по информатике, с которой у него был давний конфликт. Подросток взорвал в классе самодельные петарды, а позже в коридоре ударил женщину по голове кухонным топором для разделки мяса, после чего выстрелил ей в лицо из пневматического оружия — его ему, как впоследствии сообщила уполномоченная по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова, подарили родители.
Разумеется, после инцидента заговорили о том, что нужно ограничить доступ к такому оружию. Но ограничения были бы излишни, считает руководитель стрелкового клуба «Сайга» Рафаил Рудицкий: «Отметиться желающих по любому поводу и без повода у нас много. Но я думаю, что ситуация хоть и резонансная, но цепляться тут уже не к чему, не нужно возбуждаться по каждому такому поводу. Смотрите: сейчас следствие не знает, как квалифицировать дело, потому что единственное опасное оружие, которое у него было — это кухонный топорик. Им убить запросто. Взрывпакеты — это пиротехника. Пневматика — это принципиально неопасное оружие, нелетальное. Им можно нанести легкие телесные повреждения только».
Здесь необходимо небольшое пояснение: помимо боевого, в СМИ часто упоминается травматическое оружие — на него требуется специальное разрешение, и таким действительно можно нанести повреждения. А вот пневматическое оружие можно встретить, например, в обычном тире — знаменитые винтовки ИЖ-38 как раз такого типа. Для пневматики документов не нужно, продается она открыто.
Ужесточать следует не правиля обращения с пневматическим оружием, а наказание за хулиганство с такими ружьями и винтовками, полагает президент Ассоциации ветеранов спецгруппы «Альфа» Сергей Гончаров: «Какая бы игрушка ни была, если она приносит физический вред, то это уже не игрушка. Запрещать нельзя — у нас и так страна запретов и законов. И в последнее время мы все стараемся запретить. Я думаю, что это может быть неправильно. Но ужесточить наказание родителей и привлекать к ответственности подростков, которые являются злостными хулиганами, естественно, необходимо».
Следствие столкнулось с проблемой классификации преступления: подростку нет 16 лет, а топор, с которым он напал на учительницу, пока не найден, и это мешает обозначить инцидент как покушение на убийство — использование пневматической винтовки подпадает только под статью о хулиганстве. Но позже в Следственном комитете уточнили, что квалифицировали действия подростка именно как покушение, и попросили суд арестовать его.
Сразу после инцидента школа разорвала договор с частным охранным предприятием, которое занималось обслуживанием здания — выяснилось, что у охранника не было необходимых для работы документов.