Кинопремьеры выводят на Start
Yellow Black and White готовит к запуску онлайн-кинотеатр
Инвестиции производителя сериалов и кино Yellow Black and White (YBW) в онлайн-видеосервис Start для русскоговорящих зрителей за границей достигнут 1 млрд руб. Он запустится в октябре и покажет до премьеры несколько сериалов НТВ, а также киноновинки этого года, включая «Викинг», «Притяжение», «Время первых», «Гоголь. Начало» и «Аритмию». Русскоязычным экспатам уже есть где смотреть отечественный контент, изменить ситуацию могут высокобюджетные оригинальные продукты, считают участники рынка.
Инвестиции в ОТТ-сервис Start к концу года превысят 1 млрд руб., это сумма с начала разработки проекта, рассказал “Ъ” его гендиректор Егор Яковлев. Запуск запланирован на октябрь. Start будет показывать на разных устройствах российские кино и сериалы, фокусируясь прежде всего на зарубежных рынках, где, по оценкам компании, живет 78 млн русскоязычных. Контент будет доступен с субтитрами на нескольких языках по подписке, чья стоимость будет объявлена в момент запуска; разовых покупок и рекламы на сервисе не будет.
Управляет платформой ООО «Старт.Фильм», принадлежащее АО «ВБД Груп» — головной компании YBW. Ее выручка в прошлом году составила 2,5 млрд руб., говорил “Ъ” представитель группы. YBW — крупный телепроизводитель, Start покажет ряд его премьер для разных телеканалов, включая сериалы «Бывшие» и «Лучше чем люди» (для «Первого канала»), российскую версию «Бесстыдников» (НТВ), «Отель Элеон» и «Ивановы-Ивановы» (СТС). Некоторые сериалы YBW будут в библиотеке эксклюзивно — «Вне Игры», «Фитнес» и «Лапси».
Переговоры ведутся «почти со всем рынком» с прицелом на новинки кино и ожидаемые телепремьеры, говорит Егор Яковлев. Так, в Start до эфира пройдет несколько премьер НТВ за пределами СНГ: «Неуловимые», «По ту сторону смерти» и «Форс Мажор», сразу после эфира Start эксклюзивно покажет российскую версию «Моста». Среди других премьер — «Демон Революции» «Нон-стоп продакшн» для «России-1». В Weit Media сообщили, что Start купил права на ее сериалы для «России-1»: «Морпехи», «Преступление», «Пепел», «Родина» с 1 октября. Из фильмов Start покажет уже прошедшие в кинотеатрах «Викинг», «Притяжение», «Время первых», недавно вышедший «Гоголь. Начало» и будущие премьеры — «Салют-7», «Аритмия», «Жги» и др.
Российский рынок VoD уже поделен, а на онлайн-дистрибуции за рубежом производители контента могут зарабатывать неплохой процент доходов, рассуждает собеседник “Ъ” на одном из телеканалов. Производитель сериалов Star Media продает контент зарубежным VoD-платформам и, хотя сделки пока точечные, видит интерес зрителей к русскоязычным фильмам, говорит его представитель. Основная их аудитория за рубежом — экспаты, преимущественно в Канаде, США, Израиле и Германии.
Из крупных российских VoD-игроков за границей работают ivi и Megogo, и рынок не настолько уж неосвоен, указывает руководитель международного развития ivi Александр Праздников. «Хотя легальное русскоязычное VoD появилось около года назад, клиенты за границей давно потребляют русскоязычный контент через пиратов, телеком-провайдеров и ОТТ-сервисы»,— напоминает он. Крупнейший сервис с русскоязычным контентом — Kartina.tv, которую смотрят «все русские экспаты», обращают внимание опрошенные “Ъ” эксперты. Один из них слышал, что Kartina.tv будет партнером Start. В Start говорят, что ведут переговоры «со всеми» по всем целевым регионам.
Размер инвестиций в Start «за столь короткий срок» впечатляет гендиректора Megogo в России Виктора Чеканова. «Идея жизнеспособна, но, чтобы окупиться, недостаточно просто привлечь аудиторию,— предупреждает он.— Чтобы предложить широкое контентное наполнение по рекламной и подписной модели, нам потребовались месяцы беспрерывной работы с аудиторией и их предпочтениями». Из-за условий контрактов с правообладателями библиотека российских онлайн-платформ за границей отличается от домашней. Так, библиотека Megogo на внешних рынках на 45–50% меньше по сравнению с СНГ.
Российские VoD-платформы за рубежом получают 1–3% от доходов на домашнем рынке, оценивает гендиректор Okko Иван Гродецкий. «Нужно отвечать запросам основной аудитории страны, предлагать локальный и мейджорский контент плюс вкладывать в маркетинг на каждой территории. Что потенциально могло бы поменять ситуацию — это уникальный высокобюджетный контент YBW»,— рассуждает он.