Казахстан проведет испытания инновационных вагонов
В начале августа глава департамента вагонного хозяйства АО «КТЖ—Грузовые перевозки» Ельбек Тулеуленов написал письмо начальнику управления вагонного хозяйства центральной дирекции инфраструктуры ОАО РЖД Михаилу Сапетову, в котором попросил «известить всех собственников инновационного подвижного состава о запрете погрузки назначением территорию Республики Казахстан». В письме (есть у “Ъ”) объяснялось, что Казахстан сейчас прорабатывает вопрос курсирования вагонов 25 тс по территории страны, для принятия решения об этом необходимо провести испытания их воздействия на инфраструктуру. Сейчас ведутся исследования по влиянию повышенных осевых нагрузок на путь и искусственные сооружения, запланирована подконтрольная эксплуатация на участке Шубаркуль—Есиль—Карталы. Источник “Ъ” в отрасли говорит, что это участок, где перевозят уголь с Шубаркуля и окатыши с АО ССГПО. После проведения испытаний РФ уведомят о принятом решении. А пока с целью «недопущения остановок на межгосударственных стыковых пунктах» следует известить о запрете курсирования всех собственников инновационных вагонов.
В апреле КТЖ уведомила ОАО РЖД о неготовности своей инфраструктуры к курсированию инновационных вагонов, после чего с 4 мая ОАО РЖД запретило подачу таких вагонов в Казахстан либо транзитом через страну (см. “Ъ” от 26 июня). В самом Казахстане есть закупленные в Китае 5,4 тыс. инновационных вагонов, также превышающие принятый в стране норматив — 21 тонну на ось. Однако, как объясняли “Ъ” чиновники из Казахстана, эти вагоны легче российских (22,5 тонны на ось против 25 тонн), пропуск на сеть первых допускается, а российские вагоны инфраструктура уже не выдерживает (см. «Ъ-Онлайн» от 26 июня). Но источники “Ъ” в отрасли и аналитики связывали этот запрет с отказом ОАО РЖД пускать китайские инновагоны на свою сеть, что казахская сторона отрицала.
18 августа господин Сапетов написал письмо в крупные операторские сообщества, попросив уведомить всех собственников вагонов 25 тс о запрете погрузки назначением на Казахстан, но напомнил, что решением комиссии Совета по железнодорожному транспорту в 2014 году курсирование вагонов 25 тс согласовано везде, кроме Грузии, а в Молдавии — только на одном участке. Запрет на курсирование в Казахстане противоречит соглашению о совместном использовании грузовых вагонов в межгосударственном сообщении от 1992 года, пишет господин Сапетов, решения, принимаемые КТЖ «в одностороннем порядке, противоречат требованиям регламента Таможенного союза, принципам и правилам технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и РФ, а также решениям, принимаемым в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств—участников» СНГ. Также, согласно письму, преждевременное согласование КТЖ курсирования инновационных вагонов без проведения соответствующих исследований инфраструктуры «создало негативный прецедент в рамках договора о Евразийском экономической союзе».
По данным источника “Ъ” в промышленных кругах Казахстана, действительно страна подписала все договоренности о курсировании инновационных вагонов в 2014 году, но до настоящего момента массового применения таких вагонов не было. Сейчас железнодорожные власти страны «сильно боятся за состояние полотна и особенно мостов», поскольку оно вызывает озабоченность. Вопрос о запрете курсирования вагонов, в частности, был поднят «в достаточно жесткой форме» в августе в Астане в рамках заседания глав правительств ЕАЭС, но вразумительного ответа казахская сторона не дала, говорит он.