Россия не удержала Казахстан в рамах
Между железными дорогами двух стран все больше проблем
Конфликт между железными дорогами России и Казахстана расширяется. Казахстан по-прежнему не пускает на свою сеть российские инновационные вагоны, хотя запрет ОАО РЖД на их подачу давно снят. А в РФ масштабная проверка Ространснадзора выявила присутствие 1,2 тыс. неисправных казахских вагонов, в том числе запрещенных — с китайской боковой рамой. Это серьезное нарушение, которое может повлечь меры в отношении руководства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО РЖД. А решать проблемы на межгосударственном уровне придется в том числе вице-премьеру Аркадию Дворковичу в ходе текущего визита в Казахстан.
На 8 сентября запланирован визит вице-премьера Аркадия Дворковича в Казахстан. По данным источников “Ъ”, в ходе его встречи с премьером страны Бакытжаном Сагинтаевым может обсуждаться и ситуация вокруг железных дорог двух стран. Косвенным подтверждением может служить присутствие в делегации представителей Минтранса. В аппарате вице-премьера “Ъ” подтвердили, что он едет в Казахстан и там запланированы «различные встречи», но уточнить детали отказались.
Между тем конфликт между Россией и Казахстаном расширяется. «Казахстан темир жолы» (КТЖ, железные дороги Казахстана) до сих пор не допускают на свою сеть чужие вагоны с повышенной (более 25 тонн) нагрузкой на ось. Проблемы возникли весной, ОАО РЖД 4 мая ввело запрет на подачу таких вагонов в Казахстан. Но ограничение снято 2 августа, а вагоны страна до сих пор не принимает, следует из письма главы департамента вагонного хозяйства АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Ельбека Тулеуленова начальнику управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры ОАО РЖД Михаилу Сапетову и последующего его письма в операторские сообщества РФ (письма есть у “Ъ”, см. “Ъ-Онлайн”).
В письме КТЖ говорится, что возможность допуска вагонов рассматривается, но для этого нужно исследовать влияние повышенных нагрузок на путь и искусственные сооружения, запланирована подконтрольная эксплуатация на отдельном участке инфраструктуры. Россию уведомят о результатах. В Москве позиция Астаны вызывает недоумение: Казахстан либо сейчас нарушает межгосударственные договоренности на уровне СНГ, либо нарушил их в 2014 году, когда без надлежащих испытаний допустил инновационные вагоны на сеть. В ОАО РЖД “Ъ” подтвердили, что запрет отменен, но более подробно обсуждать ситуацию не стали. В КТЖ на запрос не ответили. Источник “Ъ” среди операторов уточнил, что Казахстан в ближайшее время должен публично обосновать запрет на заседании комиссии вагонного хозяйства.
Но Россия тоже не сидит сложа руки. Как стало известно “Ъ”, Ространснадзор провел рейдовые осмотры грузовых вагонов на сети ОАО РЖД и в числе прочего отправил в текущий отцепочный ремонт порядка 1,2 тыс. вагонов из Казахстана «за ненадлежащее техническое состояние». Один из источников “Ъ” добавляет, что обнаружились используемые на Северо-Кавказской и Южно-Уральской железных дорогах казахстанские вагоны с несертифицированными боковыми рамами АООО «Саус Хуэйтун Ко., Лтд» (КНР) выпуска до 28 марта 2013 года. После того как 8 марта в Башкирии произошел сход казахстанского вагона с такой рамой, Ространснадзор 25 апреля предписал ОАО РЖД не допускать в Россию подобную технику.
В Ространснадзоре от комментариев отказались. По данным собеседника “Ъ”, на пространстве СНГ таких рам еще много, причем более половины (около 6,5 тыс. штук) установлены на вагонах, принадлежащих Казахстану.
В ОАО РЖД “Ъ” пояснили, что сейчас идет документальная проверка и если по результатам компания получит предписание ведомства, то выполнит его в полном объеме. Но, подчеркивают там, «ответственность за техническое состояние подвижного состава несут его собственники». Источник “Ъ”, впрочем, уточняет, что за допуск вагонов на железные дороги страны отвечает Центральная дирекция инфраструктуры (ЦДИ) ОАО РЖД, которую возглавляет старший вице-президент Геннадий Верховых. «Многие в ОАО РЖД недовольны его быстрым карьерным взлетом»,— добавляет собеседник “Ъ”. Но, по его мнению, инциденты с появлением на сети вагонов с несертифицированной боковой рамой скорее скажутся на карьере первого вице-президента Анатолия Краснощека, курирующего весь инфраструктурный блок. «Слухи об отставке господина Краснощека ходят довольно давно,— говорит он,— и с учетом недавнего повышения Вадима Михайлова до первого вице-президента появление подобных инцидентов позволяет предполагать, что он не удержит свою позицию».
В условиях жесткого дефицита полувагонов казахстанские собственники ограничены в выборе парка, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, они не всегда могут отказаться от использования в межгосударственном сообщении полувагонов с рамами «Саус Хуэйтун», что формирует дополнительные сложности для контроля со стороны ЦДИ. Однако, уточняет эксперт, задача «не выглядит невыполнимой» и проблемы с ее решением «могут привести к жестким мерам».