Благополучие закончилось чумой
На одной из белгородских площадок «Русагро» выявлена АЧС
В Белгородской области, одном из российских лидеров в борьбе с африканской чумой свиней (АЧС) и единственном благополучном по АЧС регионе Черноземья, выявлен очаг этого вируса. 5 сентября АЧС была зафиксирована на одной из местных площадок «Русагро». При этом власти региона, производящего пятую часть российской свинины, и профильные ведомства до сих пор не сообщили об обнаружении вируса. В «Русагро» размер убытков пока не называют, но характеризуют потери как «незначительные».
Об обнаружении АЧС на одной из 24 белгородских площадок вчера сообщила группа «Русагро», второй по величине производитель свинины в России (190 тыс. т в живом весе в 2016 году). Речь идет об одном из предприятий ООО «Тамбовский бекон», подконтрольного группе. «Компания установила карантин, приступила к ликвидации поголовья и реализации мер по недопущению дальнейшего распространения вируса, — следует из сообщения «Русагро». — Результаты анализов с других площадок вируса АЧС не выявили. Все поголовье ООО «Тамбовский бекон» застраховано, в том числе от риска заражения АЧС». Потери от АЧС в производстве и продаже свинины оцениваются компанией как «незначительные». На какой именно площадке выявлен вирус, в компании не поясняют. В число белгородских активов «Тамбовского бекона» входят шесть товарных свинокомплексов на 4,8 тыс. свиноматок каждый, один племенной комплекс на 2,4 тыс. свиноматок, хрячник, карантин и комбикормовый завод.
Ни региональные власти, ни Россельхознадзор, ни областное управление ветеринарии в течение двух суток не сообщали о выявлении вируса в Белгородской области. Не был опубликован и указ губернатора об установлении угрожаемых зон. Но Россельхознадзор 5 сентября проинформировал об изменениях в решение о регионализации субъектов РФ по опасным болезням животных. Согласно изменениям, Белгородская область – единственная в Черноземье, имевшая статус «благополучная» по всем муниципальным образованиям,— стала «неблагополучной» во всех районах сразу. Примечательно, что соседняя Воронежская область после выявления на днях вируса в личном хозяйстве Хохольского района сумела сохранить «благополучный» статус для большинства муниципалитетов: Россельхознадзор посчитал, что риски заноса вируса с одних территорий на другие в регионе невелики.
Белгородские власти известны жестким подходом к проблеме АЧС. В последний раз вирус был обнаружен и официально подтвержден в июле 2013 года в личном хозяйстве в селе Ливенка Красногвардейского района. Практически сразу областные власти приняли решение об уничтожении всего свинопоголовья, не соответствующего третьему и четвертому классу биологической защиты. В результате на территории региона было выкуплено и забито населением на собственные нужды 59 тыс. голов (из них выкуплено 28 тыс., забито — 31 тыс.). Для борьбы с вирусом крупнейшие свиноводческие предприятия объединились в Белгородский союз производителей свинины: именно за его средства и осуществлялся выкуп свинопоголовья у населения. В беседах с “Ъ” профильные чиновники из других регионов разошлись в оценках такой политики. Одни констатировали, что хотели бы ввести аналогичные меры, но из-за менее жесткой вертикали региональной власти опасаются идти на «нарушение свобод» граждан; другие сомневались в эффективности белгородских мер. «Снижение поголовья в ЛПХ Белгородской области произошло, но значительно вырос и “черный” рынок свинины, который теперь не поддается никакому контролю», — сказал собеседник “Ъ” в органах власти соседнего региона.
Руководство «Русагро» политику белгородских властей поддерживает. Выступая на форуме «Агрохолдинги России» в декабре 2016 года, гендиректор компании Максим Басов назвал запрет на содержание свиней в ЛПХ «единственным способом серьезного сокращения рисков»: «Ситуация ухудшается каждый год, фактически в этом году она близка к катастрофической. АЧС уже на крупных компаниях, современных комплексах. Слава богу, у нас ее нет».