Зона выборочного досмотра
В метро могут закончиться тотальные проверки пассажиров
Досмотр в метро станет выборочным — соответствующие поправки Минтранс разместил для общественного обсуждения. Основанием для досмотра станут подозрительное поведение и «реакция» рамок металлообнаружителя. Эксперты отмечают, что «заложенные ранее жесткие нормы досмотра были нежизнеспособны» ввиду больших потоков пассажиров.
Минтранс представил на общественное обсуждение проект поправок в правила досмотра на транспорте. Теперь режим тотального досмотра пассажиров метрополитена может официально стать признан неэффективным. Согласно документу, досмотру в метро должны подвергаться пассажиры, которые ведут себя подозрительно, и те, на кого отреагировали рамки металлообнаружителя.
«Заложенные ранее жесткие нормы досмотра в метро были нежизнеспособны,— рассказал “Ъ” Кирилл Янков из Союза пассажиров.— У нас в метрополитене элементарно нет места для досмотра таких больших потоков, а кроме того, нет столько сотрудников». Господин Янков отмечает, что эта и многие нормы транспортной безопасности были сделаны «на всякий случай». «Теперь официально признали, что целесообразен только выборочный досмотр, после того как в Петербурге летом устроили тотальный досмотр на нескольких станциях метро и люди встали в очередях».
Ранее стало известно, что в июле на некоторых станциях метро Санкт-Петербурга начался тщательный досмотр пассажиров. Меры были приняты после произошедшего в питерском метро теракта. Напомним, в результате взрыва 3 апреля погибли 14 человек, еще около 50 человек получили ранения. После теракта Ространснадзор провел проверку станций санкт-петербургского метрополитена, по итогам которой выяснил, что ни одна станция не соответствует критериям безопасности. В частности, Ространснадзор назвал профнепригодной службу контроля на метрополитене, а также выявил, что установленное в метрополитене видеонаблюдение не соответствует критериям безопасности.
Кроме того, Минтранс предлагает официально разрешить пропускать пассажиров с билетами на латинице и паспортом на кириллице при посадке на «Сапсан» и в самолеты. Напомним, поскольку многими системами бронирования перевозочные документы выписываются на латинице, причем «перевод» не всегда производится автоматически — чаще всего это делает пассажир. Однако в случае больших разночтений в транслитерации по проекту поправок пассажира все равно могут не пропустить на транспорт и передать полиции, говорится в документе.
Также в случае принятия изменений пассажира должны будут пропускать по билету и паспорту в так называемую зону транспортной безопасности, которая существует при посадке на «Сапсан» и в авиации. Туда попадают до посадки после предварительной проверки документов и досмотра.
Минтранс уточнил и правила проноса химических веществ в ручной клади: они должны быть в упаковке, снабженной сопроводительной информацией. Перевозка реагентов во вскрытой или внештатной упаковке будет запрещена. Это сделано, в частности, во избежание рисков «заражения опасными веществами при досмотре».
В целом изменения правил досмотра на транспорте направлены на недопущение совершения «актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, угрожающих безопасности деятельности транспортного комплекса, влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, а также материальный ущерб», говорится в сводном отчете к проекту.
Публичное обсуждение документа продлится до 22 сентября.