Ограбление по-простецки
Новая криминальная комедия Стивена Содерберга
В прокат вышла криминальная комедия «Удача Логана» — первый полнометражный фильм Стивена Содерберга после четырехлетнего перерыва. Юлия Шагельман убедилась, что режиссер по-прежнему в отличной форме.
Над семьей Логанов, простых работяг из Западной Виргинии, нависло родовое проклятие: в каждом поколении кто-то из них влипает в неприятности, погибает самым нелепым образом или, на худой конец, умудряется постирать в машинке выигрышный лотерейный билет. Вот и Джимми (Ченнинг Тейтум, в руках Содерберга превращающийся в отличного актера), подававший большие надежды квотербек школьной футбольной команды, из-за травмы колена лишился не только блестящего спортивного будущего, но и будущего вообще. С работы на стройке его выгоняют, бывшая жена (Кэти Холмс) давно нашла нового мужа и собирается увезти дочку в другой штат. Младший брат Клайд (меланхоличный Адам Драйвер), еще одна жертва семейной кармы, потерял руку в Ираке и торчит за стойкой захолустного бара, терпеливо снося шуточки о своем увечье. Единственная, кого пока не коснулось проклятие,— сестренка-парикмахерша Мелли (резкая и дерзкая красавица Райли Кио в упоительно вульгарных нарядах).
Поскольку терять Джимми уже нечего, он решает разорвать цепочку семейных неудач одним рискованным ударом и ограбить автодром NASCAR в Северной Каролине, охранная система которого, как выясняется, полна лазеек, надо только уметь ими пользоваться.
Для осуществления своего замысла братья Логан обращаются к настоящему профессионалу — специалисту по сейфам Джо Бабаху (Дэниел Крейг в наколках и с невообразимой прической, с радостью сменивший бондовский смокинг на полосатую тюремную робу). Джо приводит на дело двух своих брательников (Джек Куэйд и Брин Глисон), совокупный IQ которых примерно равен табуретке, и они вносят в происходящее свою долю слабоумия и отваги.
В 2013 году Стивен Содерберг объявил об уходе из большого кино, поскольку студийная система не позволяла ему снимать то, что он хотел — фильмы со средним бюджетом для взрослых зрителей,— и иметь полный творческий контроль как над съемочным процессом, так и над маркетинговым продвижением. Конечно, все это время он не сидел без дела, а продюсировал телефильмы и сериалы, в том числе блестящую «Больницу Никербокер», все 20 эпизодов которой сам и поставил. Теперь Содерберг вернулся к полному метру — с новой схемой кинопроизводства, изяществом и прибыльностью не уступающей проекту Джимми Логана. $29 млн на фильм были собраны за счет продажи прав на прокат за рубежом. На рекламную кампанию пошли деньги, полученные за право показа на телевидении, в стриминговых сетях и даже в самолетах. Миновав посредников — студии и дистрибуторов, Содерберг не только сохранил контроль над производством и продвижением фильма, но и сумел заработать, несмотря на скромные успехи картины в американском прокате.
«Удача Логана» принадлежит к старому, даже избитому жанру heist movie (фильма об ограблении), в котором центром действия является тщательное выполнение сложного криминального плана. Но Содерберг вложил в этот классический сценарий столько энергии, юмора, изобретательности, что фильм получился каким угодно, но не тривиальным.
Сравнения с «Одиннадцатью друзьями Оушена», конечно, неизбежны, и режиссер иронично подмигивает самой известной своей картине. Но Джимми Логан и сотоварищи нисколько не похожи на лощеных джентльменов-аферистов из компании Дэнни Оушена. Это неуклюжие реднеки со Среднего Запада, от которых никак не ожидаешь изящных многоходовок,— тем приятнее их восхитительная в своей нахальности победа над системой и та неподдельная симпатия, с которой интеллектуал и эстет Содерберг относится к своим простоватым героям. Он легко и элегантно вписывает свой фильм, в котором есть даже очень смешные шутки про «Игру престолов», в контекст современной поп-культуры, но кажется, впервые в своей фильмографии не стесняется слегка старомодной душевности, и это «Удаче Логана» очень идет.