Большой Камень с души упал

Почему Игорь Сечин отказался подписывать контракт на танкеры за полчаса до прилета Владимира Путина

8 сентября президент России Владимир Путин в четверти часа лета от Владивостока приземлился на территории судостроительного завода «Звезда» и освятил своим присутствием церемонию закладки четырех судов снабжения для компании «Роснефть». О том, почему при этом оказался сорванным контракт на строительство пяти танкеров типа Aframax дедвейтом 114 тыс. тонн каждый,— специальный корреспондент “Ъ” Андрей Колесников из города Большой Камень Приморского края.

Президента России Владимира Путина в этот день можно было видеть и в режиме реального времени, и в режиме годичной давности — на безразмерном фото в натуральную величину

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Утром 8 сентября на судостроительной верфи «Звезда» должны были развернуться величественные события. Здесь намерены были заложить четыре судна-снабженца для компании «Роснефть», а также подписать соглашение между компанией «Совкомфлот» и заводом «Звезда» на строительство пяти крупнотоннажных танкеров типа Aframax для фрахтователя — НК «Роснефть».

Замминистра транспорта России Виктор Олерский рассказал мне в белоснежном шатре, оборудованном «Роснефтью» по последнему слову техники (это касается и туалетов), что это будет «серия один плюс четыре в опционе» и что для работы привлечена голландская фирма Damen.

— Damen поможет сбить «Звезде» команду… Damen — большие такие ребята…— рассказывал Виктор Олерский.— Контракт с Damen уже, собственно говоря, подписан.

Виктор Олерский добавил, что «Звезда» технически готова к этим заказам:

— Такого завода у нас в России больше нет. И продолжают его строить… И уже 750 человек работают — не на строительстве, а на заводе… А главное тут — краны, которые дают возможность поднимать блоки судов до 1,2 тыс. тонн! И стыковать их, это корейский метод… Корейцы вообще мгновенно стыкуют, у них после стыковки на судах только мебели нет! А так даже трубопроводы выведены… От момента начала стыковки до сдачи — 20 дней… И технически «Звезда» тоже готова к такому.

Тут к нам подошел Юрий Фильченок, директор Дальневосточного центра судостроения, и кивнул за окно:

— Вот эти блоки изготовили за три месяца, работают в три смены…

— С Damen как? — поинтересовался господин Олерский.

— Не очень просто…— признался Юрий Фильченок.— Такие они… Как все голландцы…

— Но дело-то свое знают,— поглядев на меня, поправил его замминистра.

— Конечно! — сразу согласился Юрий Фильченок.

Президент России должен был вот-вот прилететь на вертолете из Владивостока, это минут 15 над морем (мы огибали бухту, которую он должен был пересечь, два с половиной часа). Соглашения должны были подписывать в его присутствии. Для этого в зал вынесли длинный стол и несколько кресел. Мероприятие было, безусловно, обречено на успех.

Тут я увидел, что Виктора Олерского вдруг позвали и увели за дверь, где президента дожидался глава «Роснефти» Игорь Сечин. Господина Олерского не было в зале несколько минут. После того как он вернулся, вдруг собрали стулья из-за стола и вместе с этим столом вынесли из зала, который сразу, мне показалось, как-то осиротел. Что-то произошло.

Потом один из организаторов мероприятия шепотом сообщил мне, что ему сию секунду сказали: Путин не прилетит, а соглашение о строительстве пяти танкеров подписано не будет. Вот это была новость. С точки зрения журналистики все обстояло очень неплохо, а вот за страну я опечалился. Пять танкеров типа Aframax дедвейтом 114 тыс. тонн каждый на дороге не валяются. И вообще нигде не валяются. И главное, как это Владимир Путин не приедет?

Очень быстро я убедился: насчет того, что он не приедет — это паника. Владимир Путин просто задерживался.

А вот история про соглашения оказалась чистой правдой. Об этом мне рассказал через несколько минут один из топ-менеджеров «Роснефти». Выяснилось, что перед подписанием Игорь Сечин вдруг обратил внимание на то, что «Роснефть» в этом проекте — всего-навсего фрахтовщик, а собственник — «Совкомфлот»…

Конечно, подумал я, это ведь даже на тех красивеньких макетах танкеров написано, они в двух метрах от нас стояли. Соглашение это — итог же многомесячной работы, многочисленных дополнительных контрактов, да и макеты с табличками «фрахтовщик — НК “Роснефть”, судовладелец — ГТЛК “Совкомфлот”, завод — “Звезда”»…— не выглядели новыми, эти макеты, видимо, давно по разным местам и даже в разные страны возили.

Так вот, Игорь Сечин и заинтересовался: разве не «Роснефть», которая платит за строительство, должна быть собственником танкеров? Почему «Совкомфлот»? Не стоит ли ему остаться только заказчиком для «Звезды»? И господин Сечин попросил позвать Виктора Олерского, чтобы обсудить с ним возникший вопрос.

— Он просто сказал Олерскому, что хочет посоветоваться… Да, недолго разговаривали, а что, тут ведь все ясно… – говорил мой собеседник.— Хорошо, что у Игоря Ивановича (Сечина.— А. К.) руки наконец дошли…

Вот поэтому стол и убрали, а соглашение о строительстве пяти танкеров так и не подписали… И это была на самом деле грандиозная история, развернувшаяся перед моими глазами в режиме реального времени.

И только немного жаль было сотрудников, например, протокола «Совкомфлота», лихорадочно отзывавших со всех имеющихся теле- и радиоканалов пресс-релиз о том, что контракт в присутствии президента России благополучно подписан… Кажется, отозвали, слава богу.

А переговоры продолжатся, теперь с участием господина Сечина, и кто-то сомневается в их исходе?

Когда Владимир Путин приземлился на территории завода на вертолете, он, конечно, знал о случившемся и поэтому поздравил руководство и рабочих «Звезды» только с контрактом на строительство четырех снабженцев для «Роснефти» (хорошо, что хотя бы по этому делу у Игоря Сечина вопросов не возникло). И само соглашение подписали пять минут назад, в той же комнате, где господин Сечин ждал прилета президента: «А зачем президента как посаженого отца использовать?!»

И пятеро батюшек, которых привезли из Владивостока, по одному, видимо, на каждый танкер, остались не у дел и теперь крепко и с каким-то даже облегчением спали на стульях: ну просто как по команде (а может, и правда она прошла откуда-то сверху…).

Как только стал садиться третий вертолет, непосредственно с Владимиром Путиным, из тени под козырьком заводского цеха вышел большой отряд рабочих и выстроился шеренгой перед микрофоном: руководство «Звезды» гуманно не хотело палить рабочих раньше — под этим только на первый взгляд неярким, словно перед ним тюль задернули, приморским солнцем.

Президент поздравил всех с закладкой четырех судов снабжения, напомнил, что если «вы, может, следили за Восточным экономическим форумом, то там мы много говорили, что в прокладке Севморпути, для которого эти суда предназначены, заинтересована не только Россия, а вообще все страны региона…».

И Владимир Путин даже закрутил шуруп в матово-тусклую табличку с надписью «Многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса “Владимир Мономах”. 8 сентября 2017 года. Заводской № 562004»…

Владимир Путин пообещал, что завод обязательно войдет в число ведущих судостроительных верфей мира, и улетел в Пермь, на совещание, посвященное инновациям в культуре (так и хочется написать: «имени режиссера Кирилла Серебренникова»), а прежде всего — поддержать еще одного своего выдвиженца на пост губернатора…

И теперь только некстати, кажется, проснувшиеся батюшки в некоторой растерянности бродили по площадке, с которой пять минут назад взлетел вертолет Владимира Путина,— и наконец решили освятить какую-то, по-моему, балку на стройплощадке. Достали все, что везли с собой почти три часа, оделись по чину…

Приступили.

Андрей Колесников, Большой Камень

Вся лента