Галереи показали продажи
Завершилась ярмарка Cosmoscow
В московском Гостином Дворе завершилась пятая по счету ярмарка современного искусства Cosmoscow. Сделанная по лучшим западным образцам, она представляет в основном российское искусство, внутренний спрос на которое, судя по продажам, вполне устойчивый. Рассказывает Игорь Гребельников.
В этом году ярмарка привлекла рекордное число участников (54 галереи из России и других стран) и добавила новые разделы: в секции Focus показали себя пять галерей из Норвегии, управляемых самими художниками, а секция Collaborations представляла совместные стенды российских и зарубежных галерей, что, видимо, было призвано продемонстрировать уровень взаимного доверия и степень интеграции отечественного искусства в международный контекст. С последним, кстати, дела обстоят неважно: российские галереи редко участвуют в крупных западных ярмарках, ориентированных и на важных коллекционеров, и на музейные закупки, так что в основном им остается рассчитывать на внутренний рынок, и, к счастью, он есть.
Организаторам Cosmoscow удалось обеспечить высокую явку публики в выходные дни, несмотря на мероприятия, посвященные дню города, и связанные с ними ограничения движения. Гостей встречала скульптурная композиция Ивана Горшкова, «художника года Cosmoscow»: фонтан в окружении биоморфных фантазийных существ, созданных в технике сварки из металла с использованием дерева, ткани и других материалов (€5–8 тыс., Галерея Марины Гисич). Другой зрительский хит — гигантская неваляшка из полированной стали (€180 тыс.), которую по замыслу ее автора Григория Орехова следовало, надев перчатки, качнуть и медитировать, любуясь отражением (ее уменьшенная позолоченная копия оценивалась в €30 тыс., Orekhov Gallery). Впрочем, немедленно отправлялись в «Инстаграм» и работы с куда более серьезным уровнем рефлексии. Например, двухметровая фотография Сергея Браткова, где художник изобразил себя спускающимся по эскалатору метро и подсветил поверхность автопортрета двусмысленной неоновой фразой «Уехать забыть» (€35 тыс., галерея «Риджина»): на стенде сообщили, что работу собирается приобрести московский Мультимедиа Арт Музей.
Бросалась в глаза визуальная яркость многих работ самого незамысловатого свойства, отдающая желанием быстро понравиться и быть приобретенными. Именно это желание «осмысляют» расписные керамические пончики корейского художника Джей Йонг Кима на стенде московской галереи Askeri. Его работы продавали как оптом, так и в розницу: половина из них по цене €1,2 тыс. разлетелась уже в первые дни работы ярмарки.
Другая характерная черта московской ярмарки — обилие живописи большого формата. Такого количества картин, если это не признанные классики жанра, уже не встретишь на мировых ярмарках, где тон все больше задают новые медиа. Разнообразие в признанный у нас живописный жанр внесли абстрактные работы достойного качества: полотна Николая Кошелева (€4–20 тыс., новая московская галерея Lazy Mike), Влада Кулькова (€25 тыс., галерея Vladey Space), художницы из Бахрейна Балкис Фахро ($2,3–11,8 тыс., галерея Art Select). Но повышенным спросом пользовалась все же «сюжетная» живопись: распроданы все работы на тему пустых пространств, но с эффектом «дополненной реальности» Виталия Пушницкого (€11–34 тыс., Галерея Марины Гисич), многослойные полотна, основанные на фотографиях, Владимира Потапова (€3–10 тыс., галерея pop/off/art). Впрочем, и в традиционной технике «холст, акрил» можно выражать себя ненавязчиво и тонко, не пытаясь в чем-то убедить зрителя, как это получается у воронежского художника Николая Алексеева. Его серия картин в приглушенных тонах основана на изображениях, взятых из интернета или телефона, но погружает в совсем иное, чем на экране, пространство (от €600 до €2 тыс., галерея Х.Л.А.М.).
Ярмарка предлагала множество произведений российских авторов: от классики неофициального искусства — музейного качества живопись Олега Васильева (€140–220 тыс., галерея Art4) или Эдуарда Гороховского (€25–30 тыс., галерея «Файн Арт») — до работ художников нового поколения, интерес к которым стимулировали организаторы ярмарки. На Cosmoscow, например, не первый год вручается премия для молодых художников от банка Credit Suisse.
3 тыс. швейцарских франков и возможность работы в арт-резиденции в Швейцарии на этот раз получил нижегородский автор Артем Филатов, исследующий поэтику городской среды в ее мельчайших деталях. Неудивительно, что после объявления победителя премии почти все его работы на стенде галереи Artwin были распроданы по ценам от 45 тыс. до 250 тыс. руб. Повезло и молодой московской галерее «Фрагмент», стенд которой был признан специальным жюри лучшим на ярмарке. В качестве награды ей достались право на бесплатное участие в следующей ярмарке и внимание коллекционеров, которое было более чем заслуженным. Ведь галерея показывала работы двух молодых художников, участвующих в основном проекте Московской биеннале современного искусства, которая откроется 18 сентября: графику и объекты Ильи Федотова-Федорова (€2,3–15 тыс.), а также деревянную скульптуру и рисунки Алексея Мартинса (от €600 до €2 тыс.).
На пятый год существования Cosmoscow удалось закрепить интерес к себе самой широкой публики — от простых зрителей до профессиональных коллекционеров, а теперь еще и заручиться партнерством с Третьяковской галереей. Благодаря одноименному с ярмаркой фонду поддержки современного искусства коллекция главного музея национального искусства пополнилась тремя работами художника Андрея Кузькина. Если так дело пойдет и дальше и среди клиентов ярмарки окажутся не только те, кто украшает свой дом, но и российские музеи, покупателям Cosmoscow легче будет сделать правильный выбор.