Американские трактора буксуют на СПИКе
«Русские машины» и Минпромторг спорят об условиях контракта
Как стало известно “Ъ”, АГКО-РМ (СП «Русских машин» Олега Дерипаски и американской AGCO) готово вложить в рамках специнвестконтракта (СПИК) около 1,3 млрд руб. в выпуск тракторов в РФ. Но, по данным «Русских машин», Минпромторг выставил СП условия, противоречащие принципам СПИКов. В министерстве при этом уверяют, что завершают согласование контракта. Участники рынка называют спор дискредитирующим институт СПИКа и ставящим под сомнение целесообразность массового внедрения этого механизма господдержки как замены традиционной промсборке.
СП «Русских машин» и AGCO — АГКО-РМ — хочет заключить СПИК по выпуску в РФ тракторов Massey Ferguson 6713 (132 л. с.), рассказали “Ъ” в компании. Локализация будет составлять 40–45%. Сейчас в этом сегменте (второй тяговый класс, до 150 л. с.) российских производителей нет, почти весь он представлен продукцией Минского тракторного завода. В АГКО-РМ обещают, что основная часть узлов и агрегатов будет выпускаться в периметре «Русских машин», например, кабина — на «РМ-Терекс», дизельный двигатель AGCO Power (132 л. с., в РФ таких не делают) — на ЯМЗ. При локализации мотор сможет использоваться и на строительно-дорожной технике «РМ-Терекс». Инвестиции в рамках СПИКа составят не менее 766 млн руб., дополнительно в выпуск двигателей — не менее 600 млн руб.
СПИКи введены в 2015 году, инвестор обязуется вложить определенную сумму и в срок начать производство, а РФ или регион обеспечивает стабильность налоговых и регуляторных условий и допуск к господдержке. В агромашиностроительном сегменте СПИК есть у немецкой Claas: с июня 2016 года под локализацию до 2020 года выпуска комбайнов Tucano.
По словам вице-президента «Русских машин» Елены Матвеевой, АГКО-РМ обсуждает проект полтора года и столкнулась с «неожиданными трактовками ключевой идеи СПИКа» в департаменте сельхозмашиностроения Минпромторга. По ее словам, не работает концепция предоставления инвестору на момент подписания обязательств равных условий (в частности, доступа к господдержке) с другими игроками. «На переговорах мы получали пояснения, что только при достижении определенного уровня локализации получим определенные льготы. На вопрос, зачем в таком случае нужен СПИК, ясного ответа нет,— отметила она.— Сейчас к переговорам подключился замминистра Александр Морозов, мы надеемся, что это позволит достичь результатов».
Исходная идея СПИКа предполагает, что компания получает господдержку в обмен на контрактное обязательство инвестировать в проект. Так, у Claas уже есть субсидии, хотя она еще не выполняет технологические операции, обязательные для доступа к господдержке. Но в профильном департаменте Минпромторга “Ъ” заверили, что информация «Русских машин» не соответствует действительности. Там пояснили, что «согласование проекта СПИКа АГКО-РМ завершается, идет окончательное определение перечня технологических операций, включая производство трансмиссии, мостов и двигателя», не уточнив условия получения господдержки.
Индивидуальный характер ряда механизмов господдержки уже вызывал конфликты в правительстве. Так, в сентябре источники “Ъ” называли непрозрачность весомым «раздражающим» фактором, повлиявшим на прекращение программы обновления автопарка (за счет сдачи старых машин в утилизацию и trade-in). Условия СПИКов конфиденциальны, и этим только укрепляется принцип «кабинетных договоренностей», подчеркивает собеседник “Ъ”.
Минпромторг рассчитывает сделать на базе СПИКа новый инвестрежим для автопрома после завершения старых соглашений по промышленной сборке, тогда как Минэкономики предлагает обновить прежний механизм. Во многих автоконцернах СПИКам не рады. В феврале в Nissan жаловались на отсутствие «единых прозрачных правил» и выступали за новую промсборку с поддержкой локализации и экспорта. Источник “Ъ” на авторынке убежден, что история АГКО-РМ — «лишнее доказательство того, почему СПИК не может быть базовым механизмом», поскольку сильно отличается от принципов промсборки: «транспарентности и единствао правил игры», а также ясных критериев для учета особенностей производств при распределении субсидий.