Кинозрителям показали наценку
Онлайн-билеты становятся дороже
С сентября билеты в кинотеатры крупнейших киносетей «Синема Парк» и «Формула кино» Александра Мамута при покупке в интернете подорожали на 10%. Наценку стал брать входящий в Rambler&Co господина Мамута оператор «Рамблер.Касса», а от конкурирующей системы «Киноход» его кинотеатры отключились. Об аналогичных условиях «Рамблер.Касса» может договориться и с другими крупными киносетями.
С 1 сентября при покупке билетов в кинотеатры «Синема Парк» и «Формула кино» в интернете билетный оператор «Рамблер.Касса» стал брать сервисный сбор 10%. Комиссия взимается при покупке через сайты кинотеатров и сторонние площадки, включая сайты «Афиша» (входит в Rambler&Co), «КиноПоиск» и «Яндекс.Афиша» (принадлежат «Яндексу») и др. Билеты без наценки можно купить только в самих кинотеатрах. Их представитель Александра Артамонова сообщила “Ъ”, что наценка введена не объединенной сетью «Синема Парка» и «Формулы кино», а «Рамблер.Кассой».
248 рублей
в среднем стоил билет в кино в первом полугодии 2017 года (данные «Кинобизнеса сегодня»)
Наценка «Рамблер.Кассы» также введена на билеты сети «Монитор» в Краснодаре, добавляет первый заместитель гендиректора Rambler&Co Максим Тадевосян. «10% — нормальная наценка для сервиса, который позволяет сохранять время и дает удобство. Если человек не готов платить, он может купить билет в кассе»,— говорит он. На онлайн сейчас приходится 22% всех проданных билетов в кино, задача компании — инвестировать в развитие сервиса и увеличивать долю онлайн-продаж, отмечает господин Тадевосян.
«Синема Парк» и «Формула кино» — лидирующие по числу экранов в России киносети. Весной их купил Александр Мамут, который также владеет Rambler&Co, включая «Рамблер.Кассу», и 50% в компании UCS, которая среди прочего занимается автоматизацией билетных касс. Объединенная сеть стала крупнейшей в стране с 15% всех кинозалов и 20% всех киносборов, говорил ранее представитель AN&N господина Мамута.
Начальник управления регулирования связи и ИТ Федеральной антимонопольной службы Елена Заева сообщила “Ъ”, что обращений на тему роста цен на билеты пока не поступало. «Нужно внимательно изучить рынок, чтобы понять, влекут ли такие действия ограничения для конкуренции»,— отметила она.
В России два крупных оператора онлайн-бронирования билетов в кино: «Рамблер.Касса» и «Киноход». Раньше «Синема Парк» и «Формула кино» продавали билеты через «Киноход», но в июне перестали, рассказал “Ъ” директор по продуктам «Кинохода» Лев Левицкий. Долю объединенной киносети в онлайн-продаже билетов он оценивает больше чем в 20%. «Их кинотеатры в основном расположены в больших городах, где пользователи чаще выбирают интернет для покупки билетов»,— поясняет он. В отличие от «Рамблер.Кассы», «Киноход» не берет наценку с пользователей и работает за комиссию от киносетей. Отказ крупнейшей киносети от «Кинохода» вызвал «значительное снижение доходов» оператора. «Мы еще не посчитали какое. Еще более неожиданным это было для наших клиентов, которые до сих пор спрашивают, когда мы возобновим продажу в эти сети»,— говорит Лев Левицкий.
«Киноход» продолжает работать с остальными крупными сетями, включая «Каро», «Киномакс», «Синема 5», «Синема Стар», «5 звезд» и др. Источники “Ъ” на рынке кинопоказа рассказывают, что «Рамблер.Касса» договаривается и с другими киносетями о введении такой же наценки. Переговоры с несколькими участниками рынка находятся в завершающей стадии, подтверждает Максим Тадевосян. Президент «Каро» Ольга Зинякова сообщила, что сеть работает с обоими операторами бронирования, но большую часть билетов продает напрямую на своем сайте без комиссий третьих лиц. Получить комментарии в других сетях не удалось.
Средняя стоимость билета в кино в России невысока по сравнению с другими развитыми кинорынками, следует из отчета Motion Picture Association of America за 2016 год: она составляет около $3,7. Для сравнения: в Японии билет в среднем стоил $12, в Германии — $9,5, в США — $8,7, во Франции — $7,1.
В 2017 году средняя цена билета в России к этому моменту снизилась до 251 руб. с 252 руб. за аналогичный период 2016-го, отмечает руководитель отдела аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» Андрей Белый. Исходя из запланированных на конец года кинорелизов, предпосылок для существенного изменения ситуации нет, отмечает он.