«Это противоречит самой логике капитализма»
Андрей Архангельский — об отказах от показа «Матильды»
Крупнейшая сеть российских кинотеатров — объединенная сеть «Синема парк» и «Формула кино» — отказалась от показов фильма «Матильда». Ситуацию в беседе с ведущим «Коммерсантъ FM» Петром Косенко прокомментировал заведующий отделом культуры журнала «Огонек» Андрей Архангельский.
— Насколько закономерным является решение об отказе от проката картины в свете того, что происходит вокруг фильма «Матильда»?
— Как сказать закономерное? Вообще-то это противоречит самой логике капитализма, не побоимся этого слова. Для того, чтобы понять сам абсурд этой ситуации, нужно слегка отмотать назад случившееся. Почему возникла история с этим фильмом и с этими компаниями? Скорее всего, как мы можем догадываться, они заключили договор с производителями фильма о том, что они будут его показывать первыми — «Синема парк» и «Формула кино» все-таки крупнейшая сеть. Получается, они действовали поначалу в логике, естественной для капиталиста — заработать деньги на фильме, про который все говорят. И им было предоставлено такое право, а теперь они от него отказываются. Выглядит все это, конечно, совершенно беспомощно. Комментарии этой компании выглядят еще более абсурдными и беспомощными.
Они говорят, что остаются вне политики и религии, но примерно с таким же успехом можно было сказать: «Знаете, наша компания остается вне жизни. Мы заявляем, что мы не имеем никакого отношения к жизни».
Эти высказывания звучали бы примерно равнозначно. Потому что невозможно оставаться вне политики и вне религии — она повсюду. Каждое наше действие, каждое наше слово политично, а в данном случае и несет какой-то экзистенциальный смысл. Но самое важное в этой истории – понять. Выпустить фильм в прокат планировалось только 26 октября. Сейчас происходят, как я могу предположить, предпоказы.
Роман Линин, генеральный директор сети «Синема парк» и «Формула кино»
Когда речь идет о безопасности зрителей, то нам достаточно даже самого минимального процента или вероятности для того, чтобы это считать очень важным. Связано это со множеством факторов — все события, которые в этой связи произошли, включая письма с угрозами, которые мы получали как кинотеатр. Мы всю эту информацию предоставили в соответствующие органы, пока дел возбуждено не было, насколько нам известно. Судя по тому, как прошел показ во Владивостоке — по информации, там было 30 человек усиленной охраны — мы посчитали, что это невозможно осуществить в масштабах всей страны, вряд ли возможно обеспечить такую охрану в день премьеры. Заняло какое-то время согласовать общую позицию внутри, оценить какие-то возможные финансовые и юридические последствия. Мы не будем сейчас, наверное, раскрывать эту информацию, но мы являемся крупнейшей сетью в России, с долей рынка от 20% до 30% примерно. Наверное, каждый может прикинуть, сколько потенциально этот фильм соберет — вот наши потери примерно в такой пропорции.
— Предпоказ, кстати говоря, вчера был во Владивостоке, и это была чуть ли не единственная готовая копия картины, именно поэтому отменили показ в Москве — формально объясняли, по крайней мере, что не успели перевезти из Владивостока в Москву эту копию.
— Дело в том, что фильм «Матильда», насколько я знаю, выдвинут на «Оскар» в этом году. А чтобы попасть на «Оскар», фильм должен выйти в прокат. И эти компании подвели еще и Алексея Учителя, его фильм в том смысле, что у него теперь не соблюдены некоторые формальности — он должен выходить в прокате, по-моему, в течение двух недель перед тем, как будет отправлен на «Оскар».
— Многие до сегодняшнего дня упрекали создателей картины в том, что они сами себе пиар создают, в том числе и депутат Наталья Поклонская неоднократно это говорила. Но вот сегодня произошел отказ крупнейшей сети кинотеатров, нельзя исключать, что вслед за ними не пойдут и другие сети, отдельные кинотеатры. Велик шанс, что россияне с большим трудом смогут увидеть «Матильду» после 26 октября?
— Пока что ни о чем таком ситуация не говорит. То, что мы сейчас обсуждаем — это предпоказы, даже не пресс-показы, то есть предварительные какие-то первые показы. Здесь есть важное уточнение: компания не уточнила отказывается ли она от трансляции фильма в том числе и после 26 октября, или она отказывается только до даты официального релиза. Скорее всего, имеется в виду второе — компания отказывается показывать фильм до того, как он выйдет в официальный прокат.
Собственно говоря, дата выхода в официальный прокат будет знаком для всех компаний, что все можно — сотрудничать можно, показывать можно.
Это, на самом деле, такая перестраховка, они как бы оглядываются и ждут отмашки.
— Хотят разделить в определенном смысле моральную ответственность с коллегами?
— Они не хотят быть первыми, они хотят, чтобы как-нибудь все пошло, а там уже мы пристроимся.
Алексей Учитель, режиссер
Это не страх, это что-то другое. Вчера во Владивостоке прошли тестовые показы картины — за 40 минут зрители смели все билеты, кричали "Браво" в пяти залах. Никаких инцидентов, даже никаких плакатов не было у кинотеатров. Все это преувеличено. А вообще эта сеть не единственная, и еще не вечер, давайте подождем. Безопасность должно обеспечивать государство. Но я уверен, что никаких инцидентов не будет. И Владивосток это показал.