«Санкции в отношении России — спорный момент для всех немецких политиков»
Корреспондент «Ъ FM» в Берлине — о готовности Германии снять санкции
Украина не против ввода миротворцев в Донбасс: премьер-министр страны Владимир Гройсман заявил, что включение этого вопроса в повестку дня Генеральной ассамблеи ООН — важный шаг для установления мира в регионе. В то же время Киев пока не собирается обсуждать миссию «голубых касок» с самопровозглашенными республиками. Канцлер Германии в целом идею поддерживает, но предлагает ее несколько доработать. Ангела Меркель, как гарант минских соглашений, должна решать эту проблему — перед выборами в Бундестаг это принесет ей дополнительные политические очки, в беседе с ведущим Борисом Блохиным отметил корреспондент «Коммерсантъ FM» в Берлине Олег Зиньковский.
— Министр иностранных дел Германии после телефонного разговора двух лидеров заявил, что процесс снятия санкций с Москвы может начаться одновременно с наступлением перемирия в Донбассе. Какие цели преследует Меркель, допуская такие заявления членов своего правительства?
— Это как раз достаточно интересный вопрос — насколько заявление Габриэля было согласовано с Меркель, потому что они являются представителями двух разных политических партий. Габриэль — социал-демократ, Меркель — христианская демократка, и они, конечно, входят в правящую в Германии коалицию и согласовывают общую позицию, но в то же время…
— Получается, что Габриэль подставляет Меркель перед парламентскими выборами, это так можно воспринимать?
— Я не думаю, что Габриэль в какой-то форме подставляет Меркель, скорее всего, социал-демократы стараются заострить свой политический профиль — через 12 дней выборы в Бундестаг. На самом деле многим немецким избирателям довольно-таки сложно отличить предвыборную программу Ангелы Меркель — она уже много лет правит страной и выступает олицетворением стабильности — от предвыборной программы главного кандидата от социал-демократов Мартина Шульца, с которым далеко не все так ясно. И рейтинги у социал-демократов малообещающие: по всем предсказаниям социологических институтов явно видно, что на выборах победят христианские демократы и Ангела Меркель. Зигмар Габриэль, конечно, министр иностранных дел, но в то же время — один из лидеров социал-демократов, заинтересованный в том, чтобы результат партии на выборах был получше. И этот его шаг, скорее всего, не согласованный с ведомством федерального канцлера, — попытка отточить политический профиль, сделать социал-демократов хотя бы в этом внешнеполитическом вопросе отличимыми от оппонентов. Это же очень серьезный и достаточно глубокий спорный момент для всех немецких политиков — что такое экономические санкции против России, насколько этот инструмент может применяться в обозримом и стратегическом будущем, навсегда ли это, или же они могут быть частично смягчены, отменены. Слова, которые произнес Габриэль — что поэтапная отмена экономических санкций может начаться с наступлением стабильного перемирия на Украине — далеко идущий шаг по смене позиции. Раньше позиция Запада, позиция Германии была такова, что санкции будут сняты на 100%, когда мир настанет на 100%. Габриэль вводит понятие поэтапной отмены санкций в соответствии с прогрессом мирного урегулирования. Это нравится в Германии далеко не всем: Меркель официально не комментировала позицию министра иностранных дел, но целый ряд консервативных газет — в частности, влиятельная газета Die Welt — чуть ли не напрямую обвинил Габриэля в том, что он — пособник Путина и реагирует на некий пропагандистский маневр российского агрессора в интересах немецкой экономики. То есть, прозвучали достаточно жесткие критические слова.
— Это не новые заявления в адрес Социал-демократической партии, ранее звучали обвинения в сторону их бывшего лидера Герхарда Шрёдера в том, что он сотрудничает с Москвой. А как в Германии восприняли новость о том, что Путин внезапно изменил свою позицию по этому вопросу, как это воспринимается общественностью, прессой?
— Заголовки большинства средств массовой информации Германии были сформулированы примерно так: «Путин делает уступки», или «Путин готов на уступки» — либеральная газета Die Zeit, например, с таким заголовком и появилась. Но вот консервативная газета Die Welt, о которой я уже говорил, всегда резко критикует Кремль по разным поводам: она обозначила предложение Путина о вводе «голубых касок» как коварное. Я цитирую: «Это пропагандистский маневр агрессора, направленный на дестабилизацию и раздел Украины. Все это неприемлемо».