Один пояс, два пути
Пекин и Гонконг поделили внешнеэкономические зоны ответственности
Пекин и Гонконг договорились поделить проекты в рамках инициативы «Пояса и пути» (ПИП). Об этом сообщил “Ъ” глава гонконгского Совета по торговле и развитию Винсент Ло. Пекин будет финансировать преимущественно «политические» стройки, в то время как Гонконг намерен сотрудничать с другими странами только на жесткой коммерческой основе. Город-государство также готовится к заключению с центральным правительством КНР нового соглашения, которое позволит ему «лучше выполнять роль финансового, логистического и юридического хаба» в рамках ПИП. С подробностями из Гонконга — корреспондент “Ъ” Михаил Коростиков.
Как рассказал “Ъ” Винсент Ло, Гонконг будет играть важную самостоятельную роль в китайской инициативе ПИП (до этого была известна как «Один пояс, один путь», а еще раньше как «Экономический пояс шелкового пути»). По его словам, в отличие от Пекина, Специальный административный район (САР) КНР сделает ставку на сотрудничество с теми странами, которые смогут обеспечить возвратность инвестиций. «Я думаю, что ПИП должен быть в первую очередь экономически состоятелен,— заявил “Ъ” Винсент Ло.— Если Пекин возьмет все финансирование на себя, то просто останется без денег. Ни одна страна это не потянет. Там создаются фонды в сотни миллиардов долларов. Но нужны триллионы, и здесь без частного бизнеса обойтись невозможно».
Поблажек по политическим мотивам Гонконг, в отличие от Пекина, делать не собирается. «Когда я был в одной из стран Восточной Европы, то прямо спросил: как вы защитите нас от возможной девальвации своей валюты? — рассказал Винсент Ло.— Мы подготовили документ о минимально допустимом уровне гарантий и, отталкиваясь от него, будем отбирать проекты».
Куда именно могут пойти инвестиции, обсуждалось накануне на состоявшемся в Гонконге форуме «Пояса и пути». Например, замминистра иностранных дел Таиланда Вирасакди Футракул рассказал там, чего ждут страны Азии. По его словам, Мьянма, Таиланд, Вьетнам, Лаос и Камбоджа договорились качественно улучшить инфраструктуру в континентальной части Юго-Восточной Азии в течение ближайших пяти лет. Вместе с выполнением плана АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) по развитию взаимосвязанности региона «на эти цели в ближайшие десять лет потребуется около $1,1 трлн».
Есть что финансировать и в Европе, напомнила собравшимся на форуме заместитель министра инфраструктуры и строительства Польши Юстина Скшидло. Она заявила, что Польша «видит себя таким же “суперконнектором” для инвестиций в Европу, каким является Гонконг в Азии». Вложить деньги гонконгских предпринимателей она пригласила в развитие железных дорог внутри Европы и в поддерживаемый Варшавой проект Транскаспийского транспортного маршрута, пролегающего через Китай, Казахстан, Грузию, Азербайджан и акваторию Каспия. Инициатива, напомним, выступает прямым конкурентом доставкам грузов по территории России, но, по расчетам опрошенных ранее “Ъ” экспертов, перспектив имеет мало: из-за необходимости дважды перегружать контейнеры с кораблей на поезда и обратно стоимость доставки контейнера из Китая этим маршрутом в четыре раза выше, чем по Транссибирской магистрали.
Приглашение госпожи Скшидло на форум «Пояса и пути» случайным не было. Польша вошла в число восьми государств, где пройдет пилотный запуск гонконгской версии ПИП. Помимо Польши туда решением Совета по торговле и развитию (СТР) Гонконга были включены Венгрия, Чехия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Таиланд, Вьетнам и Индонезия. В каждой из них СТР определил или определит 100 пилотных проектов, для реализации которых впоследствии будет произведен поиск партнеров.
Правительство Гонконга ничего финансировать не планирует: оно видит город-государство посредником, помогающим заказчикам и исполнителям проекта найти друг друга и обеспечивающим выполнение сделок. Для этого у Гонконга, по словам главы его администрации Кэрри Лам, есть все необходимое: стратегическое положение, независимый суд, сверхнизкий уровень коррупции и одни из лучших в мире логистических мощностей. Роль координатора процесса будет играть СТР, а критерии для проектов будут скоро опубликованы.
Для укрепления связей и разграничения зон ответственности в рамках ПИП Пекин и Гонконг также в ближайшее время подпишут масштабное соглашение. По словам Кэрри Лам, оно будет затрагивать сферы финансов, накопления капитала для финансирования проектов, создания инфраструктуры, торговли, инвестиций, а также разрешения споров.
Гонконгская версия ПИП в настоящий момент выглядит куда более проработанной и работоспособной, чем пекинская. В последней, напомним, в настоящий момент есть только «пять принципов»: содействие связности территорий, устранение барьеров в торговле, увеличение финансовой интеграции, усиление политической координации стран—участников ПИП и развитие межчеловеческих связей. Публично не были закреплены ни организация—координатор инициативы, ни конкретные маршруты строительства инфраструктуры, ни критерии участия в ней, ни принцип распределения средств. Все проекты в настоящий момент запускаются по итогам двусторонних переговоров между Китаем и страной—получателем инвестиций и имеют значительную политическую составляющую. Яркий пример — Китайско-пакистанский экономический коридор, одной из главных целей строительства которого является получение КНР выхода к Индийскому океану через Пакистан в обход все менее дружественной Индии.
В ходе представления гонконгского видения ПИП все выступающие неоднократно упоминали лидера КНР Си Цзиньпина в качестве автора концепции. При этом, судя по выступлениям спецпредставителя Пекина в САР Се Фэна и замминистра коммерции КНР Гао Янь, власти Китая вполне доверяют Гонконгу. Другими словами, на этом этапе город-государство волен делать все, что считает нужным,— до тех пор пока добивается успеха от имени Си Цзиньпина.