Звездный Ювелир
Екатерина Зиборова о наследии Гарри Уинстона
История знает множество замечательных примеров воплощения американской мечты. И очень часто все здесь начинается с выбора в пользу самоотверженного труда и страстной веры в себя. Таков пример основателя марки Harry Winston, который уже в 15 лет знал, чем будет заниматься всю жизнь. Отец Гарри Уинстона, эмигрировавший из царской России, в 1890 году открыл ювелирный магазин в Лос-Анджелесе, ради которого в 1911-м его сын оставил школу и благодаря которому смог проявить лучший из своих талантов: безошибочно определять и распознавать потенциал драгоценных камней.
Уже в 19 лет у Гарри Уинстона была первая собственная компания, которая так и называлась — Premier Diamond Company. Ее основной деятельностью стала купля-продажа драгоценных камней на Нью-Йоркской фондовой бирже, а также скупка старинных украшений из частных коллекций. Начинающий ювелир с природным геммологическим чутьем изымал интересные камни из отживших свой век украшений и вставлял в современную оправу. Когда в 1930 году мистер Уинстон купил на аукционе коллекцию промышленного магната — с бриллиантом огранки "изумруд" весом 39 карата (самым крупным на тот момент бриллиантом за всю историю американских публичных аукционов) и рубином в 26 каратов,— на него всерьез обратили внимание. Так началась череда громких драгоценных приобретений Гарри Уинстона, получившего прозвище Король Бриллиантов.
Алмаз "Джонкер" ("Йонкер"), весом 726 карата, приобретенный мистером Уинстоном в 1935 году, стал первым знаменитым камнем, прошедшим огранку в Америке. Пока ювелиры 14 месяцев готовились к его расколке (в результате получилось 12 бриллиантов, самый крупный из которых весил 125,35 карата), алмаз отправился в турне по США: вокруг камня поднялась нешуточная шумиха, и Гарри Уинстон решил показать его публике. Впоследствии в мастерских Harry Winston было получено множество прекрасных бриллиантов, а в США прошло несколько публичных путешествий знаменитых камней, которыми владел мистер Уинстон. За "Джонкером" последовал алмаз "Варгас" весом 726,60 карата, найденный в 1938 году в Бразилии. В 1946 и 1947 годах мистер Уинстон купил овальный бриллиант "Глаз идола" (70,20 карата) и два бриллианта "Груши Индора" (46,62 и 44,18 карата), в 1949 году на аукционе частной коллекции светской львицы Эвелин Уолш Маклин — знаменитые бриллианты "Звезда Востока" (94,80 карата) и голубой "Хоуп" (44,5 карата), среди владельцев которого значился Людовик XIV. Алмаз "Лесото" (601 карат) стал собственностью ювелира в 1967 году. Один из получившихся после его расколки бриллиантов, "Лесото III" огранки "маркиза" (40,42 карата), украсил обручальное кольцо, которое Аристотель Онассис преподнес Жаклин — тогда еще Кеннеди.
Но вернемся лет на 30 назад. В 1935-м Гарри Уинстон решил производить ювелирные украшения собственного дизайна, закрыл Premier Diamond Company, открыл Harry Winston, Inc. и салон на Пятой авеню в Нью-Йорке, над которым расположилась мастерская. Основная идея Уинстона — минимизировать присутствие металла в украшениях и подчеркнуть красоту камня. Полностью отказавшись от цветного золота, которое, по его мнению, спорило с бесцветностью бриллиантов, ювелир сосредоточился на легкой платиновой оправе, позволявшей располагать камни в сложных объемных композициях. Именно бриллиант, а не металл и дизайн стали центром украшений марки Harry Winston.
В 1944 году Гарри Уинстон получает второе прозвище — Звездный Ювелир: он был первым, кто решил одалживать голливудским актрисам украшения, в которых те появлялись на вручении премии "Оскар". А еще бриллианты Harry Winston "сыграли роль" в "Дурной славе" Альфреда Хичкока, "Выпускнике" Майка Николса, "Все говорят, что я люблю тебя" Вуди Аллена и других кинолентах.
В 1955 году открывается ювелирный бутик в Женеве, затем в Париже. А уже через четыре года Мэрилин Монро в фильме "В джазе только девушки" поет быстро ставшую знаменитой песню "Diamonds are a Girl's Best Friend" — мало кто помнит, но там есть строчка: "Поговори со мной, Гарри Уинстон! Расскажи все, что знаешь". Уинстону приходят регулярные приглашения на чай от королевы Великобритании.
Желание познакомить всех-всех-всех с красотой драгоценных камней было причиной, по которой Гарри Уинстон с 1949 по 1953 год устроил выставку "Двор драгоценных камней", представившую публике "Хоуп", "Звезду Востока", "Груши Индора", "Глаз идола" и "Джонкер". Останавливаясь в главных городах США, выставка помогала собирать средства в пользу местных благотворительных фондов. В 1958 году Гарри Уинстон преподнес бриллиант "Хоуп" в дар Смитсоновскому институту в Вашингтоне. Сегодня легендарный камень входит в постоянную экспозицию музея и выставлен в Галерее драгоценных камней имени Гарри Уинстона.
После смерти Уинстона в 1978 году у руля компании встал его старший сын Рональд, но из-за судебных тяжб с младшим братом Брюсом в 2004-м был вынужден продать компанию.
Сегодня Harry Winston Inc. принадлежит Swatch Group во главе с Найлой Хайек. Самым масштабным из новых направлений бренда стало развитие часового производства. Но основная деятельность компании строится на огромном наследии Гарри Уинстона и продолжает традиции, заложенные Королем Бриллиантов.
В 2013 году на аукционе Christie's Harry Winston Inc. приобрела безупречный бесцветный бриллиант (101,73 карата), полученный из ботсванского алмаза весом 236 карата, и назвала его "Наследие Уинстона" (Winston Legacy), на аукционе 2014 года — безупречный бриллиант (13,22 карата) редкого ярко-синего оттенка и грушевидной формы, который считается самым крупным в своей категории. Камень получил название "Синий Уинстон".
Что до современных линий старинной марки, то регулярная коллекция Sunflower строится на мотиве, появившемся в эскизах Гарри Уинстона в 1950-х. Линия Sparkling Cluster опирается на запатентованный мистером Уинстоном в 1940-х способ закрепки камней Winston Cluster, позволяющий бриллиантам сиять всем своим объемом. А новая коллекция Legacy вдохновлена, как намекает название, красотой бриллианта "Наследие Уинстона". Геммологи, дизайнеры и ювелиры марки в течение трех лет упорно работали над тем, чтобы качеством ее исполнения мог бы гордиться основатель компании. Каждое из 22 изделий Legacy украшено центральным бриллиантом цвета D, платиновая оправа почти не видна, а дизайн максимально подчеркивает сияние камней — все в лучших традициях Harry Winston!