Московский завтрак у Тиффани
Екатерина Зиборова о новом бутике марки
В Петровском пассаже открылся новый бутик знаменитой нью-йоркской ювелирной марки. По случаю значимого события в Москву с визитом прибыли архивные украшения Tiffany и некоторые (в прямом и переносном смысле весьма весомые) современные. Выставка достижений предыдущих поколений ювелиров разместилась на соседних с последними коллекциями витринах в новом двухэтажном пространстве площадью 490 квадратных метров, попасть в которое можно и с Петровки, и из внутренней галереи Пассажа.
Браслет Starfish Trio Cuff, платина, сапфиры, цавориты, бриллианты, 2016 год
Фото: предоставлено Tiffany & Co
Кольца Blue Book, платина, сапфир, танзаниты, зеленые турмалины, аквамарины, бриллианты, 2016 год
Брошь Blue Book Octopus Baroque, платина, барочная жемчужина, сапфиры, бриллианты, 2016 год
Брошь Starfish, платина, бриллианты, 2016 год
Колье, платина, бриллианты, 1960 год
Колье, платина, золото, бриллианты, эмаль, 1904-1908 годы
Кольцо, платина, бриллианты, 1939-1952 годы
Корсажное украшение, платина, золото, бриллианты, 1904-1915 годы
Брошь, платина, золото, бриллианты, 1940 год
Ассортимент второго магазина будет отличаться от того, который представлен в первом, расположенном в ГУМе. Основной акцент планируется сделать на крупные украшения и изделия с бриллиантами. "Мы приглашаем всех познакомиться с великолепными ювелирными украшениями и часами, благодаря которым на протяжении 180 лет Tiffany является синонимом роскоши и стиля",— говорит Марина Левочка, генеральный директор Tiffany в России. Приуроченная к открытию выставка архивных украшений призвана наглядно продемонстрировать историю бриллиантовых традиций марки, основанной в 1837 году. Экспозиция условно разделена на две части. Первая, "Бриллиантовые акценты", представляет повседневные предметы, созданные компанией в конце XIX — начале XX веков, вторая, "За гранью", рассказывает об истории огранок бриллиантов с 1870-х по 1960-е годы.
Выставки старинных предметов, выполненных ювелирными компаниями с богатой историей, интересны тем, что привлекают внимание к деталям повседневности прошедших эпох и призывают задуматься о предметах, окружающих нас сегодня. Какие-то объекты, как, например, флаконы для нюхательной соли или духов, уже ушли из обихода и теперь выглядят загадочными музейными вещицами; другие имеют более понятное предназначение и выступают свидетелями больших стилей прошлого.
Браслет Tiffany Prism, платина, турмалин (45,44 карата), цавориты, сапфиры, бриллианты, 2016 год
По тому, как женщины закалывали волосы в 1890-х и 1920-х годах, можно составить представление о моде тех времен. Заколка для волос рубежа веков из платины с бриллиантами в виде шпильки с ажурной декоративной деталью наверняка украшала пышные волосы, забранные в высокий пучок на макушке,— дамы с такой прической часто появлялись на картинах импрессионистов. Ювелирный эгрет вошел в обиход в 1900-х вместе с модой на ориентализм. А заколка 1920-х годов, тех самых, что прозвали "ревущими", заставляет вспомнить дам в коротких вечерних платьях со страниц "Великого Гэтсби". Монограмма владельца на трости от зонта и золотом медальоне конца XIX века авторства Tiffany отличается по стилю от бриллиантовых букв, оставленных на сумочке 1973 года: шрифт и манера письма — тоже важное свидетельство времени. Традиция украшать личные аксессуары инициалами жива и сегодня. Размещая специальный заказ, приятно приобщиться к акту создания вещи, отметив ее первыми буквами своего имени. Роскошь, как известно, начинается там, где кончается необходимость. Портсигар родом из 1950-х и бонбоньерка 1890-х (оба предмета были популярны в свое время в качестве пасхальных подарков и знаков внимания) наталкивают на мысль о том, как выглядит содержимое наших карманов и сумочек и из каких деталей складывается стиль. Булавки для галстука, пряжки, костюмные украшения, карманные часы или часы в виде подвески, блокнот для записей, театральный бинокль — на примере всех этих вещей из архивов Tiffany можно составить представление о разных возможностях расстановки ювелирных акцентов в собственном окружении.
Театральный бинокль, золото, платина, алюминий, стекло, бриллианты, 1890-1900 годы
Вторая тематическая экспозиция погружает зрителя в мир исторических драгоценностей, представляя несколько видов огранок, которые принимал алмаз в руках ювелиров Tiffany с конца XIX по середину XX века. С практической точки зрения это собрание помогает понять, как по огранке бриллианта отличить старинное украшение от современного, установить возраст изделия. Например, огранка "роза" была в ходу с XVI по XX век ("корона" камня из треугольных граней своей формой напоминает цветущую розу, отсюда и название). Сегодня "роза" встречается крайне редко, только когда ювелиры специально хотят придать украшению винтажный вид. Чтобы понять, к чему они стремятся, достаточно посмотреть на платиновое колье 1904-1908 годов, созданное тогдашним главным дизайнером Tiffany Джорджем Полдингом Фарнэмом. Круглая огранка, наоборот, и сегодня остается одной из самых популярных, поскольку идеально раскрывает способность бриллианта отражать и преломлять лучи света. Придумавший ее Марсель Толковски старался найти идеальный баланс внутреннего сияния и блеска бриллианта. В броши в виде банта 1900-х годов использован вариант старой европейской огранки, появившейся в конце XIX века, а в коротком колье 1960-х — стандартной круглой. К слову, брошь — все, что нам осталось от характерного украшения рубежа веков, которое крепили к корсажу. История Tiffany гласит, что последние корсажные украшения были выпущены маркой в 1917 году. Один экземпляр этого исчезнувшего вида есть на выставке: три крупных бриллианта огранки "груша" когда-то покачивались в такт движениям своей владелицы. Другой этап истории дома отражают изделия с багетной огранкой бриллиантов. За строгую прямоугольную форму ее очень любили в послевоенное время, что наглядно демонстрируют платиновые браслет, брошь и колье 1950-х годов.
Истинное мастерство ювелиров проявляется в умении сочетать камни разной огранки
В 1954-м бренд Tiffany был удостоен Бриллиантовой награды США за ювелирную экспозицию с "элегантными бриллиантами огранки "багет"". Огранка "маркиза", по легенде, появилась в честь маркизы де Помпадур. Король Людовик XV однажды попросил ювелиров так огранить камень, чтобы он напоминал ему об улыбке знаменитой красотки. С тех пор "маркиза" — постоянный участник ювелирных экспериментов со стилями и формами.
Брошь, платина, золото, бриллианты, 1900-1910 годы
Какие бы годы и эпохи ни представляло украшение, истинное мастерство ювелиров проявляется в умении сочетать камни разной огранки для достижения эффекта максимального блеска и выверенного стиля. Выставка Tiffany предлагает лишний раз в этом убедиться.
Помимо архивных изделий на гастроли в Москву приедут и современные произведения высокого ювелирного искусства Tiffany из коллекции Blue Book, названной так в честь легендарных почтовых каталогов конца XIX — начала XX веков, знакомивших ее потенциальных клиентов с новыми изделиями. Сегодняшняя Blue Book представляет крупные платиновые браслеты-каффы, кольца, колье и, конечно, броши.