Россия — страна, нам издавна близкая
Элен Пули-Дюкен о достижениях и планах Boucheron
Старинной ювелирной компанией Boucheron вот уже два года командует Элен Пули-Дюкен. До этого в ее послужном списке были LVMH и Cartier: несмотря на молодость, Элен — ветеран французского люкса. В этом году у марки многое связано с Россией. Продолжая линию, начавшуюся с магазина, открытого в нашей стране Фредериком Бушероном еще в 1897 году, сегодня Boucheron представляет ювелирную коллекцию Hiver Imperial ("Имперская зима") и новый бутик в Москве.
Фото: предоставлено Boucheron
Кольцо Flocon, белое золото, горный хрусталь, бриллианты
Кольцо Marquetrie, белое золото, голубые халцедоны, перламутр, бриллианты
Колье Rostov, белое золото, осина, бриллианты
Кольцо Rostov, белое золото, осина, бриллианты
Кольцо Boule de Neige, белое золото, горный хрусталь, бриллианты
Кольцо Boule, белое золото, титан, матовый кварц, бриллианты
Серьги Flocon, белое золото, горный хрусталь, бриллианты
Колье Flocon, белое золото, горный хрусталь, бриллианты
Кольцо Laaka, белое золото, шпинель, голубой сапфир (31,21 карата), синие сапфиры, бриллианты
Кольцо Oulu, белое золото, желтые сапфиры, черный лак, бриллианты
— Откуда взялось такое название — Hiver Imperial? О какой империи идет речь?
— Коллекция связана с нашей историей, с нашим отношением к России. Я предложила эту тему вскоре после того, как начала работать в Boucheron. Но коллекция отражает не всю Россию как таковую, а только ее часть: Сибирь, заснеженную зимнюю Сибирь. Потому мы и выбрали такое название — "Имперская зима". А почему Россия, вы, наверное, понимаете.
— Потому что мы с Boucheron — давние друзья?
— Вот именно. Вы помните, что у Boucheron целая история отношений с Россией. Наш первый зарубежный бутик появился именно в вашей стране. В отличие от всех остальных знаменитых ювелиров, которые отправлялись первым делом в Лондон или Нью-Йорк, Фредерик Бушерон в 1897 году решил открыть свой первый заграничный магазин в Москве. А спустя несколько лет бутик переехал в Санкт-Петербург.
При этом наш дом был близок к царской семье. Так, нашим клиентом был Николай II. В бытность свою цесаревичем он заказал тиару для будущей жены: ее часто мучили мигрени и носить массивную императорскую корону она бы не смогла. Цесаревич подарил ей корону — украшенную жемчугом тиару Boucheron, которая была намного легче и совсем не давила на голову.
— Давайте вернемся к современности. С российской коллекцией, как и с предыдущей, индийской, вы готовитесь к юбилею дома Boucheron?
— Нет. День рождения раньше времени не празднуют, верно? Мы отметим юбилей в следующем году, и коллекция, ему посвященная, будет выпущена тоже только в следующем году. Что касается России, то нас многое связывает и у нас всегда было много российских клиентов. У вас по-настоящему любят и ценят нашу марку.
— Если можно, несколько слов о ваших коллекциях, посвященных национальным культурам. Над чем вы работаете? Будет ли вслед за индийской и российской коллекциями, к примеру, американская? Или китайская?
— Не обязательно. У нас уже есть темы на 2018 и 2019 годы. Что же касается коллекций, олицетворяющих какую-то культуру,— здесь мы очень осторожны. Это не система, мы не планируем выпускать каждый год коллекцию, посвященную новой стране. Если с той же Индией нас многое связывает, то в США у нас нет какой-то истории, и мы не намерены пока выпускать американскую коллекцию.
— А какие у вас планы в сфере часового производства? В этом году вы не приехали на выставку в Базеле. Вы покинули Baselworld?
— Для меня часы всегда были важны, они — моя первая любовь. Но в этом году мы действительно не поехали в Базель. Это было чуть ли не первым решением, которое я приняла, придя в Boucheron. Базельская ярмарка посвящена преимущественно миру часов, а большинство компаний представляют там мужские часы. То есть это поле битвы таких марок, как Patek Philippe или Rolex. А дом Boucheron — это прежде всего и в основном ювелирные украшения. Так что, на мой взгляд, Базель просто не наша площадка. Я предпочту, чтобы бренд Boucheron фигурировал среди изделий высокого ювелирного искусства, а не на мужской, часовой и технической выставке. Тем более, участие в Базеле не слишком оправданно и с финансовой точки зрения. Ритейлом мы занимаемся исключительно своими силами, в то время как остальные участники этого салона выставляются для дистрибуторов.
— Как вы поддерживаете историю дома Boucheron?
— У нас есть замечательная женщина, которая постоянно работает в архивах. Клодин как раз и занимается сохранением нашего прошлого. Она как никто знает нашу историю, владеет архивом письменных свидетельств, публикаций, фотографий. Кроме того, она участвует в приобретении домом предметов для нашей коллекции. Она — ответственная за наследие нашего дома.
— У вас большая коллекция?
— Хотелось бы иметь больше. Сейчас она невелика.
Кольцо Nevesta, белое золото, сапфир (10,98 карата), горный хрусталь, бриллианты
— Кто и когда начал собирать коллекцию?
— Когда я пришла в Boucheron, у него не было желания приобретать предметы искусства каждый год. Только по архиву можно было судить о масштабе истории марки: наследие, которое хранится в виде книг и рисунков, поистине потрясает. Было понятно, что мы не сможем выкупать какие-то очень дорогие вещи, но в тот же год я занялась этим вопросом, дом выделил соответствующий бюджет и с тех пор мы понемногу разыскиваем и покупаем наши эмблематичные вещи.
— А предметы из недавних коллекций, вы их тоже приобретаете для собственного архива?
— Да, конечно. Единственное, мы не знаем пока их исторической ценности, так как они выпущены совсем недавно, но мы уверены, что с каждым годом ценность эта будет только расти.
— Вы участвуете в каких-то выставках с предметами вашей исторической коллекции?
— Да, как раз совсем недавно мы привозили десяток наших изделий на одну из азиатских выставок — в Сингапур.
— Но собственные выставки вы не организуете?
— Нет, пока нет. Последняя выставка, организованная самим домом, состоялась, если я не ошибаюсь, еще в эпоху Алена Бушерона (1970-е годы.— "Стиль. Украшения"). Она была посвящена запуску линейки духов и включала большую историческую ретроспективу.
Серьги Rostov, белое золото, осина, бриллианты
— Про историю Boucheron в России мы уже говорили, расскажите о ваших взаимоотношениях с клиентами — нашими соотечественниками и современниками.
— Россия — страна, нам издавна близкая. Из этого мы исходим и в наших нынешних отношениях. У нас есть в вашей стране давние и преданные клиенты, люди безупречного вкуса и культуры. А что касается наших отношений в будущем, то они должны только укрепиться. Особенно после того, как мы откроем новый бутик в Москве, на Петровке.
— Почему вы решаетесь открыть бутик в России именно сейчас, в самый разгар кризиса, когда многие ваши конкуренты боятся идти на риск?
— Мне кажется, что эта идея абсолютно обоснованна, хотя бы с точки зрения истории. Россия для нас всегда была особенным партнером, и, опять же, наш первый зарубежный бутик был открыт в Москве, пусть это и произошло 120 лет назад. Так что мы в Москве не чужие.