Охранник не заметил «галочки» Алексея Улюкаева
Свидетели обвинения рассказали о событиях, предшествующих задержанию бывшего министра
В Замоскворецком суде Москвы на процессе по делу бывшего главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева сегодня были допрошены два свидетеля. Бывший секретарь министра рассказала, что господин Улюкаев 14 ноября прошлого года с руководителем «Роснефти» Игорем Сечиным договаривался о встрече, после которой был задержан, по закрытому каналу спецсвязи. А телохранитель господина Сечина рассказал, что присутствовал при партии в бильярд, во время которой, как считает следствие, господин Улюкаев потребовал у господина Сечина $2 млн, но каких-то подозрительных действий со стороны министра не видел.
Сегодня впервые с начала процесса Алексей Улюкаев не стал перед заседанием общаться с журналистами, которые привычно обступили его после того, как экс-министр вошел в зал заседания и сел за стол перед клеткой. «Не даю интервью»,— сказал он, а дальнейшие попытки разговорить подсудимого пресекли адвокаты. Отметим, что общение с журналистами бывшему министру запрещено условиями наложенного на него домашнего ареста, но ранее во время пребывания в суде его это особо не смущало.
Судебное заседание открылось допросом бывшего секретаря господина Улюкаева Ирины Дютиной, которая сейчас работает главным специалистом в Федеральной антимонопольной службе. Она рассказала, что соединяла своего шефа с Игорем Сечиным днем 14 ноября. Во время этого разговора, как следовало из уже зачитанной в суде распечатки, собеседники договаривались о встрече вечером в офисе «Роснефти», уточняя ее время. Свидетель сам разговор не слышала, так как переговоры проходили по закрытой спецсвязи, «первой АТС», как назвала ее свидетель. Уведомила же госпожа Дютина своего руководителя о звонке из приемной главы нефтяной компании, отправив министру сообщение по Outlook. Как пояснила госпожа Дютина, это была стандартная процедура оповещения для тех случаев, когда министр был не на месте или занят: «Пишется фамилия, тире, переговорить». Отправив сообщение, свидетель, по ее словам, вскоре услышала, что господин Улюкаев снял трубку, после чего соединила его с приемной господина Сечина.
Как выяснилось в суде, свидетель во время следствия на допросе прослушала «разговор двух мужчин». Экс-секретарь пояснила, что узнала голос своего шефа. «Второй голос мне представили как голос Сечина, но узнать его я не могла, так как с ним не общалась»,— добавила она.
Сразу же после допроса госпожи Дютиной защита потребовала воспроизвести на заседании запись, о которой говорила свидетель. Однако гособвинение выступило резко против. Сославшись на ст. 274 УПК РФ («Порядок исследования доказательств»), представители Генпрокуратуры заявили, что защита «пытается внести в заседания судебный хаос», намереваясь затянуть процесс и нарушая таким образом «право стороны обвинения» представлять доказательства суду. Судья согласилась с позицией обвинения.
После этого был допрошен личный охранник Игоря Сечина Вадим Деревягин. Свидетель рассказал, что в октябре 2016 года, прилетев в Индию, где проходил саммит БРИКС, занялся организацией «охраны объекта». Сам господин Сечин прилетел в Гоа чуть позже. Охранник рассказал, что находился примерно в десяти метрах от главы «Роснефти», когда тот в холле гостиницы после первого дня саммита играл в русский бильярд с председателем правления ВТБ Андреем Костиным. К игрокам, по словам свидетеля, подошел Алексей Улюкаев, с которым Игорь Сечин поговорил «минут пять, не больше». Самого разговора свидетель не слышал, но других встреч министра и главы «Роснефти» в Индии он не помнит.
Господин Деревягин отдельно отметил, что во время разговора «каких-либо жестов со стороны Улюкаева в виде двух пальцев» он не видел, однако не может утверждать, «что такого жеста не было». Отметим, что следствие считает, что именно во время партии господин Улюкаев потребовал у господина Сечина $2 млн, а размер взятки обозначил галочкой из двух пальцев. Этот факт после заседания подтвердила адвокат экс-министра Дареджан Квеидзе. По ее словам, в своих показаниях следствию господин Сечин заявил, что, разговаривая с ним во время партии, Алексей Улюкаев сделал именно упомянутый жест, и глава «Роснефти» расценил его именно как обозначение размера взятки.
Интересные факты с процесса по делу Алексея Улюкаева
В ходе судебного заседания по процессу бывшего главы Минэкономики Алексея Улюкаева в Замоскворецком суде 5 сентября прокурор зачитал расшифровку беседы между главой «Роснефти» Игорем Сечиным и господином Улюкаевым в офисе нефтекомпании 14 ноября перед задержанием последнего. Говорил в основном топ-менеджер, и кроме того, что относится непосредственно к уголовному делу, в беседе было немало не всегда ясной, но любопытной информации. Например, об условиях, на которых японские инвесторы были готовы участвовать в приватизации «Роснефти», налоговой нагрузке на компанию, действиях ОПЕК.