«Саакашвили — лакмусовая бумажка украинского федерализма»
Виктор Лошак — о проблемах Киева
Михаил Саакашвили заявил накануне, что планирует приехать в столицу Украины на следующей неделе. Он подчеркнул, что «Киев надо срочно спасать». О том, почему Саакашвили — лицу без гражданства — удалось прорваться на Украину, рассуждает журналист Виктор Лошак.
Бывший президент европейской страны, пытающийся на электричке прорваться на свою новую неблагодарную родину – это, согласитесь, очень похоже на какой-то новый сюжет для Саши Барона Коэна. Но это не кино, а чистая правда: Саакашвили, как известно, прорвался и сейчас раздает интервью из львовского отеля «Леополис».Казавшийся еще неделю назад смешным, Михаил Николаевич оказался миной, заложенной под и без того шаткую киевскую власть. Как только вокруг него на границе появились телекамеры и журналисты, тут же возникла и его заклятая подруга Юлия Тимошенко. А это уже, как у великих сатириков, союз «нарушителей конвенции». Не стрелять же по ним?
Трудно найти страну в Европе, да и не только, сквозь границу которой можно пройти в жанре митинга. Как известно, на пограничном переходе бывшего одесского губернатора сопровождала группа фанатов. И дело не в качестве охраны границы, а в качестве, собственно, украинской власти. Стоит ли так много болтать о пришедшей в страну европейской демократии и кремлевских деспотах, если в Москве против оппозиционеров заводят уголовные дела, а в Киеве их лишают гражданства, как того же Саакашвили?
Обратите внимание: на украинской стороне пришедшего из Польши Саакашвили встречал мэр Львова Андрей Садовый. Интересная деталь, если учесть, что его «Самопомощь» была на выборах самым серьезным союзником «Блока Петра Порошенко». Что дорогой гость Львова говорит об украинском президенте, в эфире словами не передать. «Враг моего друга – мой друг», — это какая-то слишком запутанная политическая комбинация львовского лидера. Одно ясно – союзники расстались.
Саакашвили можно в этой ситуации назвать лакмусовой бумажкой украинского федерализма. Если представить его попытку прорыва через границу в западной, центральной и юго-восточной частях страны, то, поверьте, везде бы к нему отнеслись по-разному: с равнодушием, со злорадством, с сочувствием.
Украина – страна с реальным двоевластием. Есть государство, а есть отряды ветеранов антитеррористической операции в Донбассе, очень близкие с националистами. Во всех случаях столкновения интересов — будь это суд, захват предприятия или нападение на политиков и журналистов — хлопцы в камуфляже побеждают. Примеров масса, самый удивительный из которых – судебные процессы после событий мая 2014-го в Одессе. Там судят только тех, кто по случаю не сгорел в Доме профсоюзов, а тех, кто по ним стрелял и добивал выпрыгнувших из окон, не дают судить те самые ветераны.
Вот и Саакашвили так спокоен, потому что рядом бойцы или бывшие бойцы батальона «Донбасс» вместе с командиром – депутатом Семеном Семенченко. Пока они рядом, все, что ему грозит – это раскаты гнева в президентском офисе на далекой Банковой улице в Киеве.
Никто, наверное, сегодня не скажет, чем и где закончит свою политическую карьеру покоритель украинской границы. Я, например, знал лишь одного равного Саакашвили по масштабам авантюриста на пространстве бывшего СССР — это был Борис Березовский.