Прививка от импорта
Готов ли бизнес перейти на российские лекарства
Россиян будут прививать отечественными препаратами: для бесплатных прививок от гриппа Минздрав в этом году закупил только российскую вакцину. Тренд на импортозамещение полностью выдавил с рынка иностранных игроков. Кто и сколько зарабатывает на гриппе, выясняла Аэлита Курмукова.
Сделать прививку в частных клиниках в Москве можно от 250 руб. до 2 тыс. — цена зависит от самой клиники и стоимости препарата. Платные медцентры и аптечные сети рекомендуют покупать зарубежную вакцину, которая в пять-шесть раз дороже отечественных аналогов. Бизнес не готов переходить на российские препараты, признавая факт, что по качеству они не уступают, а иногда даже превосходят импортные аналоги — но при этом никто не хочет терять деньги, считает гендиректор «Торгового дома „Аллерген“» Алла Денисова:
«Мы продавали большие объемы, пока грипп не переместился в закупки Минздрава. Для иностранных производителей это существенные потери: государство покупает рублей по 100, минимальная цена иностранной вакцины — 215 руб. Соответственно, на рынке еще добавляется цена услуги по вакцинации».
Клиникам выгодно работать с более дорогими препаратами: маржа выше в несколько раз, а на российскую вакцину по закону наценка не может быть выше 10%. Частная вакцинация сегодня занимает всего 10% от общего рынка — еще десять лет назад на нее приходилось 40%. Тренд на импортозамещение в области медицины уже дал свои результаты: на закупку бесплатной вакцины только против гриппа Минздрав в этом году потратил почти 5 млрд руб. — на 30% больше, чем в 2016-м. Деньги получили исключительно отечественные фармпроизводители, по какому принципу выбирали поставщиков — неизвестно. Однако вопрос монополизации исключать не стоит, отмечает директор медицинского центра Александр Терентьев:
«Тренд импортозамещения в медицине присутствует в достаточно большом объеме. С точки зрения безопасности страны, мы должны сами себя обеспечивать базовыми вещами, в целом это правильно. Другой вопрос — как это реализуется экономически и чьи интересы здесь могут лоббироваться».
За пять лет государство вложило в реализацию федеральной программы «Фарма-2020» около 50 млрд руб. Она нацелена на уход от импортозависимости за счет увеличения доли инновационных фармацевтических производств в России. По данным Минпромторга, инвестиции российских компаний в модернизацию и создание новых производств лекарственных препаратов составили более 70 млрд руб., зарубежных — 65 млрд руб. Российская вакцина поставляется в 60 стран мира, сообщил директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов:
«В России не так много производителей иммунобиологической продукции, это производство требует специфичной лицензии. Рынок представлен буквально пятью-шестью игроками, но эти игроки полностью покрывают локальный спрос: государственный концерн «Микроген» является одним из монополистов по поставке иммунобиологической продукции, еще есть предприятие «Петровакс». Есть ли монополизация на этом рынке? Возможно, отчасти да, потому что не так много участников».
Объем фармацевтического рынка в России, по данным Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности «Росмедпром», составляет 1,3 трлн руб. Ежегодный прирост — 5–8%.
В условиях тренда на импортозамещение иностранные фармкомпании начали открывать совместные предприятия в России. Индийцы, к примеру, планируют инвестировать в производство вакцин и биолекарств $100 млн.