РАНХиГС: россияне устали экономить и стали больше тратить за счет кредитов
Оборот розничной торговли в России во втором квартале стал расти, так как россияне устали экономить и начали больше потреблять за счет кредитования. Об этом сообщает Институт социального анализа и прогнозирования при РАНХиГС в «Ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения».
«Очевидно, что для населения кризис еще не завершился… За январь—июль 2017 года динамика оборота розничной торговли оставалась отрицательной (-0,2%), спад продолжался в 48 регионах, то есть более чем в половине»,— приводит ТАСС фрагмент исследования. Значительный рост розничной торговли в Севастополе (на 11%), Омской области (на 9,5%) и Приморском крае (на 5%) «объясняется неточностью статистического учета, что подтверждается отрицательной динамикой реальных доходов населения в этих регионах», говорится в мониторинге.
Эксперты РАНХиГС сообщают, что в целом экономический спад в России прекратился, за исключением жилищного строительства. «Население вряд ли заметило завершение экономического спада из-за продолжающегося снижения денежных доходов, однако потребительский оптимизм к лету немного вырос, россияне перестали так сильно "затягивать пояса" и начали больше тратить за счет роста потребительского кредитования»,— сообщается в исследовании.
Аналогичные тенденции зафиксировали и аналитики Сбербанка. Управляющий директор дивизиона «Занять и сберегать» банка Сергей Широков рассказал, что летом 2017 года интерес населения к потребкредитам восстановился почти до докризисного уровня. «По итогам трех летних месяцев 2017 года объем выдач потребительских кредитов Сбербанка составил порядка 264 млрд руб., что сопоставимо с докризисным летним периодом 2014 года, когда было выдано около 274 млрд руб. Весомый вклад в рост показателя внесли результаты августа 2017 года, который показал наилучший результат месячных выдач за последние три года (выдачи августа — 93,5 млрд руб.)»,— цитирует RNS господина Широкова.
В августе исследование GfK показало, что во втором квартале россияне стали готовы меньше экономить на том, от чего в кризис отказывались больше всего,— покупке новой мебели и бытовой техники, занятиях фитнесом и т. д. При этом они собираются меньше тратить на услуги ЖКХ, оплату связи и транспорт. Желание экономить на этих «неэластичных» категориях проявилось у россиян впервые.
Подробнее о результатах исследования читайте в материале «Ъ» «Экономия меняет направления».