Обходные пути

Как европейские производители нарушают санкционный режим

Две европейские компании подозреваются в поставке оборудования в Крым в обход санкций, сообщают голландские СМИ. По их данным, поставщики из Нидерландов изготовили и установили комплектующие для строительного оборудования, задействованного в работах на Керченском мосту.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

Речь идет о специальном молоте для установки свай Керченского моста. Компания Biljard Hydrauliek изготовила одну из главных деталей для молота, а Dematec Equipment собрала оборудование и передала России — само устройство хранилось на территории Тамани. Компании обвинили в нарушении санкционного режима — поставка оборудования для Керченского моста попадает под это определение.

Заместитель генерального директора «Института национальной энергетики» Александр Фролов убежден — европейские компании не хотят терять выгодные контракты в Крыму:

«Об этом говорилось еще в 2014 году, когда санкции только начали вводить, что европейцы будут всеми правдами и неправдами стараться остаться на нашем рынке, что с Крымом будут так или иначе сотрудничать — просто потому, что там будут деньги. И тут к вам приходят и говорят: «Друзья, нам нужно вот такое-то оборудование». Вы что, будете нос воротить? Нет, конечно».

Аналогичная ситуация сложилась с немецким концерном Siemens — в июле 2017 года стало известно, что в Крым попали газовые турбины, произведенные компанией. В Siemens заявили, что турбины были проданы «дочке» госкорпорации «Ростех» с условием использования их в Тамани.

Обе голландские компании отрицают нарушение санкционного режима: первая заявила, что лишь поставляла оборудование, не зная, куда оно в итоге попадет, а во второй отметили, что все работы велись на территории России.

Подобный механизм обхода санкций мог быть специально разработан и российской стороной, полагает независимый эксперт Дмитрий Лютягин:

«Такого рода схемы, скорее всего, рождались при участии российских зарубежных юристов и бизнес-кругов. Они не то чтобы являются незаконными, — Россия санкции против себя не вводила — просто у компаний есть желание продавать и не нести тариф по остальному своему бизнесу на территории других государств».

Европейские власти после таких утечек могут ужесточить контроль за крупным бизнесом и даже ограничить деятельность отдельных компаний, отметил заведующий лабораторией сравнительных исследований экономических систем экономического факультета МГУ Андрей Колганов:

«Европейская политическая верхушка не может закрыть глаза на то, что санкции обходятся, она будет предпринимать какие-то шаги. На мой взгляд, эти шаги в худшем случае затронут интересы некоторых конкретных фирм, осложнят им жизнь, но в целом существенно повлиять на уровень экономических контактов с Европой вряд ли смогут, потому что в ответ на любые запретительные меры будут отыскиваться дополнительные лазейки и обходные пути. Скажем, торговля через длинную цепочку посредников — такой способ никто не отменял. И фирма может сказать, что продала все в Уругвай, а Уругвай продал куда-нибудь в Кабо-Верде, а те уже продали неизвестно кому, и как это оказалось в России — понятия не имеют».

Правительство Нидерландов уже объявило о проверке законности участия обеих компаний в строительстве Керченского моста.

Алексей Соколов, Александра Козлова

Вся лента