Уроки дорого
Чему можно научиться у Porsche
Что делает автомобили Porsche уникальными? Вопрос, прямо скажем, не на пять копеек. Особенно после того, как компания успешно выдержала проверку тиражом. Ведь когда-то под маркой Porsche делали исключительно спортивные купе - прежде всего "найн илевен" - для состоятельных автомобильных гурманов. Производство насчитывало несколько тысяч моделей в год. Это был по сути элитарный клуб требовательных фанатов марки, которые возмущались, если вдруг что-то им было не по душе. Странная форма головных фар на модели 996? Заменить! Это не настоящий Porsche! И так далее.
Но в один прекрасный момент компания решила значительно увеличить свою долю на рынке и освоить рынок кроссоверов. А потом и четырехдверных хетчбэков. Сколько было сомнений по этому поводу! Но время показало, что сомневающиеся оказались не правы. Компания Porsche с успехом справилась с тиражами в сотни тысяч экземпляров без ущерба для базовых ценностей бренда. Автомобили марки по-прежнему можно назвать "вершиной автомобилестроения". Как на эту вершину поднимаются, можно посмотреть, побывав на заводе в Лейпциге.
Подарок себе
Написав последнее предложение предыдущего абзаца, я рискую, конечно же. Прежде всего, оно звучит как анонс некой банальной командировки на завод. Поверьте, совсем не так! И причина - только в Porsche. Я попытался понять, как делаются автомобили, которые, производи хоть в миллионе экземпляров - сейчас у них цель 300 000, - всегда останутся безупречным автомобильным люксом.
Вот для начала одна история, рассказанная Гердом Руппом, новым генеральным директором Porsche Leipzig, за ужином в симпатичном лейпцигском ресторане. Не в том самом, где когда-то Фауст зажигал с Мефистофелем, но все же... Мы говорили о взаимодействии Porsche с "хозяином", мегамонстром по имени Volkswagen AG, производителем пусть и дорогих, но все же массовых машин. Директор подчеркнул очевидные выгоды от такого взаимодействия. А в качестве примера рассказал такую вот историю.
Один из американских клиентов заказал коллекционный 911-й и мучительно долго "собирал" автомобиль: обсуждал цвет, кожу, комплектацию - все, что можно было обсудить и индивидуализировать. Цена автомобиля поднялась с 200 000 до 800 000, в четыре раза. Наконец, американец сказал "окей". Но главная интрига состояла в том, что свой заказ он никогда не увидит и даже не сможет на нем проехать, поскольку совершенно слеп. Зрение он потерял при жизни и, конечно же, помнит, как выглядит канонический Porsche. Поэтому и решил сделать себе такой подарок.
Не будь Porsche культовым, едва ли мог бы состояться такой заказ. Но, не будь у Porsche возможностей, которые дает коллаборация с VW, реализовать такой заказ было бы проблемой.
Вероятно, это самый удивительный пример отношения к автомобилю в истории. Но историй, сходных по драматизму, великое множество.
Красные косяки
Наверное, это прозвучит странно, но на заводе в Лейпциге ввели специальный центр контроля качества. "Что, простите?" Да, именно центр контроля качества сборки и комплектующих, которые везут от 700 поставщиков со всего мира. Странно, конечно, воспринимать словосочетание "контроль качества" применительно к Porsche, но тем не менее. Компания понимает, что при увеличении количества производимых автомобилей качество не должно превращаться в мантру, а покупатель должен получать суперэксклюзив, даже зная, что модель, которую он купил, произведена в количестве нескольких сотен тысяч.
Проверке подвергаются около 750 внутренних и 550 наружных деталей. Полмиллиметра - брак. Можете себе представить? 200 случайно выбранных из потока авто проверяют на полную герметичность. Акустику проверяют на неровностях вначале на низких ходах - все скрипы, звук дворников о стекло. Потом на скорости. Вплоть до 130 км/ч. В салон помещается необычное сферическое устройство, напоминающее одуванчик. Это сложная система микрофонов, которая все пишет и выводит на монитор: красным цветом - "косяки", синим - небольшое отклонение, желтым - все в порядке.
Проверяют тактильные ощущения, ход и звуки нажатия кнопок, запахи. Проверка одного автомобиля занимает восемь часов, или одну рабочую смену. Называется процесс "управление качеством", поскольку все ошибки - это человеческий фактор. Компьютеры, механизмы не ошибаются.
Покупатель должен получать суперэксклюзив, даже зная, что модель произведена в количестве нескольких сотен тысяч.
Брак по расчету
Мы подходим к новейшему Porsche Panamera 4 Sport Turismo, кузов которого испещрен точками. Точки размечены на первый взгляд в произвольных местах, но на самом деле они должны полностью соответствовать 3D-модели. Если это получится так, значит, кузов признан "безгрешным", поскольку учитываются даже дефекты лакокрасочного покрытия. Программа "дополненная реальность" помогает делать ошибки визуально заметными. По скайпу все передается в отделы для устранения. Отклонения, неровности, стыки - все отображается на планшете, которым сотрудник сканирует авто. После таких тестов брак просто невозможен по определению.
Переходим в сборочный цех. Поставщиков у Porsche не только много - им доверяют производство даже самых сложных компонентов, например центральной приборной панели и тачскрина. Это делает компания Draxlmaier. 90 процентов поставщиков Porsche находятся в Европе, то есть относительно рядом.
Вот собирают Porsche Macan, в крышу которого устанавливается панорамный люк. Можно просто пройти мимо - "окей, ну ставят люк и ставят". Но на этом заводе шуруповерт жестко контролируется электроникой, если он не довернет хоть на микрон - весь конвейр остановится автоматически.
Вообще рабочих тут мало. Они не суетятся, ходят неспешно, занимаются своим делом. В кузовном цехе почти все операции делаются роботами. Я задаю вопрос:
- Вот если работник берет кредит на машину, он знает, что в данный момент он именно над ней работает? Можно ли зафиксировать, что он старается сильнее, собирая свой Porsche?
- Да, конечно. Зафиксировать можно. Но больше любви, чем он отдает "чужим" машинам, отдать невозможно!
Ответ гениальный.
Вообще, тот факт, что на заводе в Лейпциге довольно много ручной сборки - показатель элитарности автомобиля. Человеческий фактор - это риск и, как мы знаем, основной источник брака на производстве, но это и показатель эксклюзива. Массовое производство принадлежит роботам.
Кстати сказать, в отличие от завода в Штутгарте, район Цуффенхаузен, где делаются 911-е и другие "двухдверки", завод в Лейпциге постоянно устраивает экскурсии для потенциальных клиентов и просто любопытствующих. Можно все увидеть своими глазами, убедиться, что качество вашего Macan или Panamera не пустой звук.
Чисто машинально
А теперь давайте перенесемся в Берлин. В столице у Porsche есть одно любопытное начинание. Выглядит как офис Google в миниатюре. Ну или штаб-квартира любого цифрового стартапа. Холодильники SMEG, много комнатных растений, доски с фломастерами для презентаций, общие кофеварки и снеки. Да и народ в основном похож на студентов-хипстеров. Это Porsche Digital Lab. Здесь думают о завтрашнем дне.
Его руководитель, Тило Козловски, выходит на нас по скайпу и рассказывает, чем они тут занимаются.
- Porsche является символом уникального удовольствия от вождения. А с этим непосредственно связано и чувство восторга у наших клиентов. Деи?ствие этои? уникальнои? притягательнои? силы можно распространить и на другие сферы жизни, причем в типичном для Porsche стиле. Мы создаем, так сказать, цифровои? стиль жизни. Какие рестораны вы предпочитаете? Чем хотели бы заняться на выходных? Автомобиль сделает вам оптимальные предложения. Так создаются отношения, которые точно соответствуют принципам, связывающим наших клиентов с маркои? Porsche. Мы создаем своего рода всеобъемлющую контактную сферу вокруг автомобиля. Иначе говоря, мы используем цифровые возможности, чтобы наилучшим образом обозначить ключевые ценности марки.
Становится понятно, что скоро человек перестанет соответствовать автомобилю, поскольку автомобиль станет идеальным, а человек не будет идеальным никогда. Швырнули упаковку от бургера на заднее кресло? Забыли напиток в держателе? Вам вежливо напомнят. Даже не сомневайтесь.
Но, может, вы тогда сами станете немного Porsche? Хотя бы приблизитесь к идеалу?