По лесу идет
Skoda Kodiaq и другие медведи
Чешская марка, входящая в немецкий концерн, выпускает первый в своей истории семиместный внедорожник. Его название отсылает нас к медведям, проживающим на островах к югу от побережья Аляски, заодно еще и отдает дань традициям языка эскимосского народа алутиик. Новому автомобилю прочат большое будущее, в том числе и в России, и журналистов для ознакомления с машиной привозят в Эстонию. Во всем этом адском космополитически-корректном смешении лишь одно вызывает вопрос. Почему медведь?
Все понятно про ассоциации с размерами, силой и господством на внедорожных просторах, а также про возможность разыграть среди клиентов марки поездку в самый северный штат США. Не очень понятно с такими ассоциациями, как кодьяк - коньяк - маньяк...
Впрочем, это всего лишь рифмы, а нам ведь тут не до поэзии, все довольно прямолинейно. И вот так прямолинейно называть модели машин "животными" именами - это ж вчерашний век. Все эти "ягуары", "мустанги" и "панды" и не такие явные "стингреи", "импалы" и "блюберды" - аналоговый пережиток прошлого. Сегодня автомобильным миром правят буквенно-цифровые обозначения, будто бы призванные напоминать, что эпоха роботизации уже давно наступила и R2D2 передает нам всем привет.
Вы вообще медведя дикого вблизи видели? Зоопарковые несчастные звери не считаются. Разве что в кино, правда? Ди Каприо победил одного, помните эффектные крупные планы? Впечатляюще, но это был не медведь, а каскадер на тросиках, замененный позже на анимированного гризли вероятно. Кадьяки в долине реки Миссури, где происходило действие фильма, не обитают.
В качестве опции в вещевом отделении под системой кондиционирования можно установить отсек для мобильного телефона Phonebox с функцией беспроводной зарядки.
Высоко сижу, далеко гляжу
Но именно кадьяков вполне реально увидеть в живой природе, сегодня наблюдение за дикими медведями становится полноценным бизнесом, причем именно на Аляске. На недалеком расстоянии можно изучить экстерьер этого зверя: коренастое тело, короткая толстая шея, крупная голова, почти незаметный хвост.
Короткие свесы, небольшой спойлер, угловатые колесные арки, крупные зеркала заднего вида - чем не медвежьи черты? Впрочем, "выразительный, строгий и одновременно с этим элегантный" - это тоже про Skoda Kodiaq. У дизайнеров более сжатые сроки работы, чем у биологической эволюции, и свои уловки: рельефы, выступы, отражающие поверхности, и вместо косолапого громоздкого внедорожника перед нами вполне снобский автомобиль. Особого шарма ему добавляют фары, тоже геометрически выверенные. За исключением одной версии, это полностью светодиодная оптика, которая излучает привычный для глаз дневной свет. К слову, считается, что медведи не так уж хорошо видят. Но дело в том, что зрение, как и слух, у них развито не так сильно, как обоняние, которое едва ли не лучше собачьего. Чтобы осмотреться, медведь зачастую встает на задние лапы, и это позволяет ему видеть довольно далеко, давая преимущество на охоте. Kodiaq, как, впрочем, многие внедорожники, тоже обладают аналогичным преимуществом, и касается это не только высоко посаженных фар, но и высоко сидящего водителя.
Впечатляющие размеры - одна из главных причин не просто медвежьего имени автомобиля, но имени "кадьячного". Кадьяк - самый крупный подвид бурых медведей. Полтора метра в холке - страшно даже подумать, как он встанет на задние лапы и оглядится. Длина доходит до трех метров. Масса - под полтонны, самая крупная встреченная людьми особь весила 780 кг. Если измерять кадьяком Kodiaq, то по весу это примерно два крупных самца - машина с двигателем 1.4 TSI и полным приводом имеет массу 1625 кг. Длина машины - 4,697 м, что, к слову, всего на 3 см длиннее Skoda Octavia, а высота "в холке" с рейлингами - 1,676 м. Ну то есть почти с мишку...
Медвежьей походкой
То, что у нового кроссовера Skoda можно обнаружить схожие черты с медвежьей внешностью, наводит на мысль, что какие-то медвежьи повадки автомобиль тоже как бы перенял. Пересмешники сразу, конечно, начнут хихикать - мол, Kodiaq, наверное, косолапо ездит? Можно похихикать, конечно. С виду медведь, может, и косолап. Об этом ведь даже песни слагаются: "Мишка косолапый по лесу идет..."
Но так как в песенке про это не пелось, то не все, возможно, знают, что бурый медведь - иноходец. Это такое "неправильное" движение, при котором ноги животное переставляет не по диагонали, а односторонне: сначала обе правые, заднюю и переднюю, а потом - обе левые. Иноходцами бывают и некоторые другие животные - жирафы, например. Примечательно, что иноходцы встречаются среди лошадей, и это особо ценятся при езде верхом, потому что всадника при этом совсем не трясет.
В этом смысле Kodiaq, можно сказать, иноходец в квадрате, он ведь одновременно задействует не две, а четыре свои "конечности": автомобиль предлагается только с полным приводом, основным элементом которого является многодисковая муфта с электронным управлением. В обычном режиме движения вся мощность передается на передние колеса, что позволяет снизить расход топлива. Но блок управления системы полного привода непрерывно рассчитывает оптимальную долю крутящего момента для привода задней оси. Кроме того, опционально на Kodiaq предлагаются система выбора режимов движения и адаптивная система регулирования ходовой части. С ними автомобиль может ездить как более жестко, по-спортивному, так и более комфортно, и сидящих внутри людей совсем при этом не трясет.
Медвежья услуга
Но это не все сходства. Для версий Kodiaq с системой выбора режимов движения в качестве опции предлагается внедорожный режим, который повышает тягу на бездорожье, а при необходимости позволяет задействовать систему удержания на подъеме или систему помощи на спуске, которая поддерживает заданную скорость. Это тоже похоже на медвежьи повадки: кадьяк, как и другие бурые, на гору бежит быстрее, чем по ровному месту, потому что задние ноги у него длиннее передних, и по той же причине с горы спускается медленно и осторожно.
Но и это не все. Если есть необходимость - кадьяк довольно быстро бегает. Называют цифру в 50 км/ч. В одной из статей про медведей, обитающих на Аляске, упоминалось спринтерское время 15 м в секунду. В общем, если кадьяку надо, он догонит. А вот Skoda Kodiaq надо всегда. Он с любым мотором догонит и перегонит, а если надо, будет терпеливо ехать с положенной скоростью - если включить адаптивный круиз-контроль.
Автомобиль предлагается с тремя двигателями. Бензиновый 2.0 TSI мощностью 180 л. с. обеспечивает разгон до сотни всего за 8 секунд. Дизельный 2.0 TDI мощностью 150 л. с. обеспечивает расход топлива в 6 л на 100 км. А бензиновый 1.4 TSI опять же мощностью 150 л. с. придется любой семье впору. Была бы на нашем месте та самая Машенька, которая любила везде посидеть да все попробовать, она бы села в последний из перечисленных "Кодьяков" и уехала - только Михайло Иванович с Настасьей Петровной и Мишуткой ее и видели.
Медвежий угол
Впрочем, каждому члену семьи иметь по Skoda Kodiaq - расточительно, потому что автомобиль именно что сделан с прицелом на то, чтобы быть одним на все семейство. Даже на очень большое семейство - это же первая семиместная Skoda. Здесь просторно, но на галерку билеты стоит выдавать только детям.
Хотя в медвежьей берлоге, наоборот, более чем тесно - ведь она предназначена либо для одного медведя, либо для медведицы с медвежатами, но есть кое-что общее у салона Kodiaq и берлоги кадьяка - и там и там очень удобно... спать. Не водителю, правда, а пассажирам. Знаменитых опций Simply Clever здесь хоть отбавляй - есть все, что вы только сможете припомнить. Но предлагается и кое-что новенькое. Например, набор для сна. В него входит плед и особенные подголовники, края которых можно наклонить вперед и благодаря им голова спящего не будет "болтаться".
А водителю отвлекаться от дороги пока рано, хотя для него тут предлагается множество вспомогательных систем, среди которых круговой обзор Area View, который на автомобилях Skoda появился впервые. Камеры с широкоугольными линзами расположены в передней и задней частях, а также в наружных зеркалах заднего вида. С их помощью можно выводить на центральный дисплей окружение автомобиля с различных ракурсов, включая виртуальный вид сверху и переднюю и заднюю панорамы на 180 градусов. Это полезно при движении по узким улицам и тесным парковкам, а также на бездорожье, где камеры могут вовремя сообщить водителю о потенциальных угрозах.
Например, едете вы по лесу, и тут раз - из куста внезапно вылезает медведь. Специалисты говорят, что обычно нападение медведя длится не более 30 секунд, а самое глупое, что можно сделать при встрече с хищником, который нападает, - пытаться бежать. Странновато звучит, но медленное отступление и спокойный монолог, обращенный к животному, может спасти человеку жизнь. А медленное "отъезжание" на автомобиле, который сам притворился медведем, - и подавно.
SKODA KODIAQ
Животный мир автомобилей
Хотя именно в XX веке автопроизводители любили давать как отдельным моделям, так и маркам в целом "животные" названия, в наше время эта традиция хоть и угасает, но все же еще теплится. И вот кто в этом виноват.
Porsche Cayman (2006). Название модели - это альтернативное написание Caiman, рода пресмыкающихся семейства аллигаторовых подсемейства Caimaninae. Это маленькие аллигаторы, которые достигают длины всего 2 м и в среднем весят от 6 до 40 кг.
Porsche Macan (2013) - говорят, его сначала хотели именовать Porsche Cajun, где название модели было бы акронимом от слов Cayenne и Junior. Но - передумали и решили использовать индонезийское слово "мачан", означающее "тигр", только оригинальное произношение немного исказили.
Lamborghini Gallardo (2003-2013) - спорткар, название которого происходит от испанской породы боевых быков, выведенной в XVIII веке. Как известно, на самой эмблеме Lamborghini тоже изображен боевой бык, и многие модели, а не только эта, названы либо в честь знаменитых быков, либо в честь разновидностей быков.
Lamborghini Urus (2012) - концепт внедорожника, который Lamborghini собирается запустить в производство в ближайшее время. Его название отсылает к дикому быку, прародителю современного домашнего скота, известного у нас под именем тур, одно из имен в Европе - Urus. Последняя особь погибла в 1627 году.
Volkswagen Amarok (2010), существует еще написание этого слова как Amaroq. Амарок - дух гигантского волка в эскимосской мифологии. Он и описывается наиболее часто как гигантский волк, который может как пожирать неосторожных охотников-одиночек, решивших охотиться в лесу ночью, так и помогать людям в поддержании стад северных оленей здоровыми, убивая слабых и больных животных.