Этику поручили политику
Бывший генсек ООН Пан Ги Мун получил пост в МОК
Бывший генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун избран главой комитета по этике Международного олимпийского комитета (МОК). За кандидатуру 73-летнего корейского дипломата проголосовали 74 из 78 делегатов сессии, имевших право голоса. Назначение политического тяжеловеса на пост, долгое время считавшийся техническим, стало отчасти вынужденной мерой. Ведь МОК в последнее время все чаще сталкивается с тем, что высокопоставленные функционеры оказываются замешаны в коррупционных схемах, а расследование дел растягивается на годы. Международный авторитет Пан Ги Муна может поспособствовать тому, чтобы работа по очистке олимпийского движения велась эффективнее.
Пан Ги Мун на посту главы комитета по этике сменил сенегальца Юсуфу Ндиайе, который руководил им с 2007 года. Примечательно, что мандат господина Ндиайе был подтвержден совсем недавно — в 2015 году, и особых предпосылок к тому, чтобы он покинул свою должность, не было. Однако ситуация, сложившаяся в МОК, очевидно, требует более жестких мер, нацеленных на восстановление кредита доверия к организации, о чем говорили многие делегаты сессии. В результате они сочли, что наиболее подходящим претендентом на пост главы комитета по этике является именно Пан Ги Мун. Его поддержали 74 из 78 имевших право голоса делегатов сессии МОК.
Пан Ги Мун в своем первом обращении к членам МОК в новом качестве также говорил о необходимости восстановить кредит доверия. Он напомнил, что на протяжении почти десяти лет являлся президентом ООН (с января 2007-го по декабрь 2016 года), всегда уделял большое внимание именно вопросам этики: «Я уверен, что это важнейший аспект в деятельности любой успешной организации».
Впрочем, члены МОК ждут от корейского дипломата не только деклараций о приверженности неким принципам, но и действий. Тем более что ситуация складывается так, что репутация МОК как организации, не имеющей вопиющих проблем с коррупцией, все чаще ставится под сомнение. Достаточно перечислить дела, на которые Пан Ги Муну придется обратить внимание в первоочередном порядке. Во-первых, ему нужно способствовать расследованию по делу президента Олимпийского комитета Бразилии Карлоса Нузмана, являющегося ключевым фигурантом истории о подкупе членов МОК при выборах столицы Игр-2016. Бразильская полиция полагает, что господин Нузман передал экс-президенту Международной федерации легкой атлетики (IAAF) Ламину Диаку $2 млн на подкуп африканских членов МОК. В деле фигурирует еще один член МОК — Фрэнки Фредерикс. Не получила должной оценки от организации и история с бывшим главой Олимпийского комитета Ирландии Патриком Хикки, проходящим по делу о спекуляции билетами на Игры-2016 и уклонении от налогов. Есть претензии и к кувейтскому шейху Фахаду ас-Сабаху, которого американские власти подозревают в подкупе функционеров Азиатской конфедерации футбола (AFC). И, как показывает практика, расследование дел может растягиваться на годы.
«Это серьезная проблема. Я не против презумпции невиновности, но работа комитета по этике растягивается на непозволительно долгое время. В результате проблемы не разрешаются, а только накапливаются. А со стороны это выглядит так, словно мы занимаемся некими подковерными играми»,— посетовал представитель Новой Зеландии Бэрри Мейстер, позицию которого разделяют многие члены МОК. Они ждут от Пан Ги Муна использования его международного авторитета для ускорения расследований. К их числу можно отнести и президента МОК Томаса Баха, который в своей программе Agenda 2020, обозначил курс на очищение МОК от коррупционеров. Смена главы комитета по этике в этой программе также значилась. Кроме того, в ней говорилось о необходимости создания системы, позволяющей оперативно реагировать на сигналы по поводу коррупции.