Россия приглашает поучиться
контакты
Студенческая мобильность в мире растет год от года. Это в значительной степени связано с глобализацией сферы образования, с доступностью информации о преимуществах той или иной образовательной системы или даже конкретного университета. Сейчас абитуриенты четко нацелены на поиск наиболее подходящего для них вуза — и с точки зрения качества образования, и в соответствии со своими финансовыми возможностями. При этом число иностранных студентов в России увеличивается с каждым годом — это свидетельствует о растущей привлекательности отечественного высшего образования в глазах зарубежных абитуриентов и повышении узнаваемости брендов самих российских университетов.
Привлечение иностранных учащихся является одним из приоритетных направлений государственной программы повышения международной конкурентоспособности ведущих российских вузов. В 2012 году президент РФ Владимир Путин подписал майский указ о вхождении к 2020 году не менее пяти российских университетов в топ-100 мировых рейтингов. Для его реализации Минобрнауки России запустило проект "5-100", участниками которого стал 21 вуз. Эти университеты наиболее заинтересованы в иностранных студентах, ведь этот критерий дает важные дополнительные очки в мировых рейтингах.
Чтобы абитуриенты из других стран могли получить ответы на все вопросы о жизни и учебе в России, в 2016 году проект "5-100" создал сайт studyinrussia.ru. "Несмотря на рост интереса со стороны иностранцев к учебе в России, некоторые из потенциальных студентов все еще опасаются ехать к нам",— рассказала руководитель интернет-проектов в "5-100" Татьяна Сивакова. По ее словам, перед командой "5-100" была поставлена задача сделать максимально понятный, соответствующий международным стандартам сайт, который давал бы представление о том, какие образовательные возможности Россия готова предоставить иностранцам. "То есть выстроить розничную, принятую во всем мире схему экспорта образования,— объясняет Татьяна Сивакова.— Например, до нашего сайта studyinrussia.ru такого международного понятия, как "государственная стипендия для иностранца", на официальных российских ресурсах просто не существовало. Вместо него использовался локальный термин "квота", понятный разве что чиновникам".
На сайте подчеркивается одно из главных преимуществ образования в России: абитуриент может приехать учиться, даже если вообще не знает русского языка. "Когда вы едете в западные страны, первое, что с вас требуют,— сертификат, подтверждающий высокий уровень владения языком,— сравнивает госпожа Сивакова.— А у нас можно приехать и сначала год на подготовительном отделении учить язык в интенсивном режиме. И только после этого вы приступите к русскоязычной программе". Важно, что подготовительное отделение для получивших госстипендию абсолютно бесплатно, не нужно оплачивать этот год дополнительно, добавляет она.
Впрочем, с появлением проекта "5-100" российские вузы стали уделять много внимания разработке англоязычных программам. "И про стоимость обучения не стоит забывать. Если мы посмотрим на рынок, то окажется, что в России очень доступное по цене образование",— подчеркивает госпожа Сивакова.
"Россия — одна из лучших стран с точки зрения обучения за рубежом, ведь стоимость учебы весьма невысока в сравнении с другими странами, а образовательная система открывает широкие возможности,— говорит студент из Марокко Юссеф Рамзи, обучающийся на подготовительном отделении Уральского федерального университета.— Когда я только начал знакомиться с ситуацией, я не знал, какая программа мне нужна. Но на сайте Study In Russia очень много полезной информации и важных деталей, поэтому я легко смог выбрать нужное направление".
Возможности выбрать образовательную программу и ознакомиться с ее подробным описанием нет больше ни на одном российском сайте. Все вузы проекта еще до начала приемной кампании публикуют на Study In Russia актуальную информацию обо всех программах с подробным описанием и ценами. Сейчас на сайте можно найти 3,4 тыс. программ обучения по самым разным направлениям подготовки. При этом найти подходящую очень легко. Абитуриент задает в поисковый сервис свои критерии: уровень подготовки, форма обучения, время, конкретное направление и язык. Сразу после этого сайт выдает список подходящих вузов с подробным описанием их программ. На сайте выстроена четкая схема взаимодействия между вузом и абитуриентом: человек изучает информацию о вузе и направлении подготовки, регистрируется на сайте и здесь же через личный кабинет отправляет заявку в понравившийся вуз. Вуз получает информацию об этом абитуриенте: откуда он, какое у него образование, чему он хочет учиться. Затем в течение десяти дней вуз должен ответить человеку, подавшему заявку. "То есть гарантированно любой человек — подавший заявку абитуриент или просто интересующийся иностранец — получит ответ на свой запрос. Это уникальный для российского рынка инструмент взаимодействия вуза и абитуриента",— подчеркивает Татьяна Сивакова.
"Про Study in Russia я узнала от одноклассницы, которая также поступила в российский вуз, но на год раньше меня. Для меня сайт был очень эффективен, ведь с его помощью я поступила в один из лучших питерских вузов — ИТМО,— рассказывает студентка Университета ИТМО из Молдавии Анастасия Ломовская.— Когда я выбирала подходящую программу, то отправляла вопросы вузу с помощью сайта. Ответы приходили быстро и всегда были исчерпывающими".
С декабря 2016 года на портале зарегистрировались 4889 иностранных абитуриентов, они отправили в вузы 14 874 заявки, и на все был дан ответ. Дальше уже от абитуриента зависело, какой вуз в итоге выбрать.
По словам госпожи Сиваковой, новые модели взаимодействия требуют от университетов определенной перестройки своей работы. Но многие из них уже демонстрируют положительную динамику: "Например, вузы--участники проекта "5-100" понимают эту задачу очень хорошо и готовы приложить усилия, чтобы развивать такое направление. Они осознают, что это окупится возможностью взаимодействовать с абитуриентом напрямую и собрать свою базу поступающих".
Прямой контакт с иностранными абитуриентами и студентами очень важен для вуза. Это также значительно облегчает процесс поступления самим абитуриентам в университет. Проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков рассказывает, что с помощью сайта studyinrussia.ru университет получает объективную информацию о востребованности своих курсов: "Да, это инструмент прямого взаимодействия с потенциальными иностранными студентами. Но одновременно благодаря проекту Study in Russia мы можем наладить контакт с новыми рынками и целевыми аудиториями для наших программ".
"С момента запуска сайта Study in Russia ощутимо повысилась посещаемость сайта Уральского федерального университета. В личном кабинете на сайте мы ежемесячно получаем 50-100 заявок от студентов,— рассказывает начальник отдела информационной поддержки международных связей УрФУ Марина Санникова.— География обращений весьма широка. Среди стран-лидеров — Бангладеш, Китай, Индия, Египет, Нигерия, Марокко, Пакистан, Перу".
Всего с момента запуска сайта его посетили 693 782 уникальных пользователя, а только за июнь 2017 года на сайте таких было 70 335, что больше, чем на аналогичных studyin-сайтах в Австралии, Новой Зеландии и Дании. "Уровень конверсии studyinrussia.ru (соотношение количества заходов на сайт к заполненным онлайн-формам) выше, если сравнивать с другими порталами. Это говорит о высоком качестве контента, предлагаемого здесь,— отмечает руководитель Центра международного маркетинга и рекрутмента иностранных студентов СПбГУ Мария Врублевская.— Соответственно, с этого сайта к нам идет более подготовленная, таргетированная целевая аудитория. Иными словами, студенты, которые уже осознанно выбрали Россию для получения высшего образования".
На сайте представлена информация о рейтингах университетов, можно проследить динамику вуза за несколько лет. Публикуются все актуальные для иностранных абитуриентов новости: анонсы олимпиад, объявления о грантах, сообщения о правилах приема и так далее. "Раньше ни на одном российском сайте не было полной пошаговой инструкции о том, как поступить в российский университет. Мы такую инструкцию сделали, поместив ее в максимально понятный и удобный интерфейс",— рассказывает Татьяна Сивакова. "Кроме того, мы уделяем внимание культуре России, рассказываем о среде, в которой окажутся ребята. Например, многие боятся холодов в Сибири, но не представляют, что там все здания подключены к системе центрального отопления и зимой в них теплее, чем в общежитии Италии,— продолжает она.— Много статей про еду, спорт, путешествия. Важный пункт — "Стипендии и льготы". Ведь даже в России мало кто знает, что все льготы российских студентов распространяются и на иностранных".
Сейчас на сайте доступны 203 отзыва студентов более чем из 80 стран, которые учатся или уже окончили учебу в России. Но кроме текстовых сообщений есть и видео, где молодежь рассказывает реальные истории о своей жизни в России, делится опытом. Уже опубликовано 263 таких ролика и более 5 тыс. фотографий. Эта информация востребована, подчеркивают в проектном офисе "5-100": на информационную рассылку сайта подписаны более 17 тыс. человек, а общая база подписчиков и зарегистрированных пользователей составляет более 22 тыс. человек.
"Далеко не на каждом сайте можно получить всю эту информацию. С самого начала меня интересовала стоимость жизни в России. Сколько стоят питание, проживание, транспорт. Я знаю, что существуют другие платформы, но наиболее удобной мне показалась именно Study in Russia: помимо информации об университетах там можно узнать о жизни российских студентов, новостях вузов, особенностях российской культуры. В интернете не так много ресурсов, где можно прочитать всю необходимую вам информацию, не переходя на другие сайты",— рассказал студент магистратуры СПбГУ из Турции Хюрджан Оздемир.
У сайта пять языковых версий: всю информацию можно получить на русском, английском, китайском, испанском и французском. Заявки от абитуриента в вуз попадают напрямую, нет никаких посредников и, соответственно, дополнительных затрат. Вся информация и все инструменты сайта доступны для абитуриентов бесплатно.
Международные эксперты рейтинговых компаний отмечают важность онлайн-ресурсов для повышения международной узнаваемости вуза. Наташа Куллинен, директор по цифровому маркетингу и контенту QS, сообщила: "Все сделано правильно с точки зрения интернет-маркетинга: главная страница побуждает пользователя изучать сайт глубже. Это именно тот формат, который нужен сегодня".
Иностранные студенты все чаще прописываются в общежитиях российских вузов