Завидущая позиция
Бен Стиллер в фильме «Статус Брэда»
В прокат вышел фильм «Статус Брэда» с Беном Стиллером в главной роли. За тем, как его герой мучительно переживает все проблемы первого мира одновременно, с недоумением наблюдала Юлия Шагельман.
К 47 годам Брэд Слоан (Бен Стиллер) исполнил то, что у нас считается главным мужским предназначением: построил — то есть, судя по всему, полностью выплатил за него ипотеку — симпатичный дом в пригороде Сакраменто и вырастил сына Троя (Остин Абрамс), который собирается поступать в колледж. Насчет посадки дерева не совсем понятно, но зато у Брэда имеется милая любящая жена Мелани (Дженна Фишер), а сам он возглавляет некоммерческую организацию, которая занимается каким-то не вполне понятным, но, безусловно, благим делом.
Казалось бы, жизнь удалась. Однако Брэд вовсе так не считает, потому что постоянно сравнивает свои успехи с гораздо более впечатляющими достижениями бывших однокурсников и ведет с ними негласное и никому, кроме него, не интересное соревнование. У Джейсона (Люк Уилсон) собственный хедж-фонд, Крейг (Майкл Шин) успел побыть пресс-секретарем Белого дома, а теперь пишет книги и не вылезает из телевизора, Ник (Майкл Уайт) — успешный режиссер, и фотографии его роскошного дома публикует Architectural Digest, а Билли (Джемейн Клемент) уже заработал столько, что может позволить себе наслаждаться жизнью в тропическом раю в компании юных прелестниц. Хроническая зависть, которую подпитывают статусы друзей в соцсетях, буквально не дает Брэду спать по ночам и заставляет чувствовать себя полным неудачником.
Следующие полтора часа экранного времени Брэд будет сопровождать сына в поездке в Бостон, чтобы выбрать колледж (а выбирает он, к слову, между самыми престижными вузами: Йелем, Гарвардом и Университетом Тафтса) и беспрерывно сокрушаться о недостаточной весомости собственного статуса: карточка приоритетного клиента авиакомпании у него серебряная, а не золотая, летать приходится экономклассом (а у Джейсона, вишь, личный самолет!), в ресторане дают не лучший столик. Из каждой подобной неприятности герой делает глобальные выводы вроде того, что мир его ненавидит, а все прошедшие годы были прожиты напрасно. Виноватыми в его бедах оказываются то жена (довольствуется малым и не вдохновляет на подвиги), то сын (не знает реальной жизни, отличается юношеским максимализмом и, самое страшное, кажется, превосходит папу умом и талантом), то собственные принципы, которые не позволили цинично зарабатывать миллионы, как это сделали однокурсники.
«Статус Брэда» всего вторая полнометражная режиссерская работа Майка Уайта, больше известного как сценарист: в его послужном списке значатся, например, такие нечеловеческие достижения, как «Суперначо» и «Эмодзи-фильм». Правда, есть там все же и действительно смешная «Школа рока» или культовый сериал «Хулиганы и ботаны». «Статус Брэда» тоже позиционируется как комедия, но ничего смешного в нем нет, а пара шуток, которые все-таки попадаются в сценарии, может вызвать разве что сдержанную ухмылку. Больше всего этот фильм напоминает «Красоту по-американски», пересказанную человеком, начисто лишенным воображения и чувства юмора.
Бен Стиллер, как это часто бывает со стареющими комиками, давно начал поглядывать в сторону драматических ролей, и «Статус Брэда» — возможность для него сыграть самого обычного человека, без всякой эксцентрики. К несчастью, режиссер не дает ему ни малейшего шанса проявить себя, потому что все мысли и эмоции его персонажа просто озвучены закадровым текстом. Стиллер выступает здесь в роли даже не говорящей, а молчащей головы, в которой происходит постоянный, ни на минуту не замолкающий монолог.
В ключевой сцене ближе к концу фильма Брэд излагает все свои терзания подруге сына, студентке Гарварда. На лице девушки благожелательный интерес сменяется смертной скукой, а потом и откровенным раздражением, отражая все стадии, которые проходит зритель при просмотре этого фильма. Причем проблема даже не в том, что герой фильма — благополучный, совершенно здоровый белый цисгендерный мужчина и принадлежит к высшему среднему классу, а его горести яйца выеденного не стоят по сравнению с реальными трудностями, с которыми сталкивается 90% самых обычных людей. В конце концов совершенно необязательно голодать и жить под мостом, чтобы чувствовать себя несчастным, да и кто из нас хоть раз не ловил себя на чувстве совсем не белой зависти, читая в соцсетях о поездках и покупках своих знакомых? Но Брэд, на свою и зрителя беду, просто невыносимый зануда. Поэтому созерцать и слушать его так же интересно, как читать чужой фейсбук, наполненный исключительно жалобами на окружающую действительность.