Провода в граните
Владимир Дзагуто о том, что будет, если Москва займется реновацией своих электросетей
На прошлой неделе московский мэр Сергей Собянин, как полагается, публично поздравил своего бывшего подчиненного, экс-главу столичного департамента ЖКХ Павла Ливинского с высоким назначением — гендиректором электросетевого холдинга «Россети». «Москва будет оказывать вам содействие,— сказал мэр,— вы всегда найдете в лице Москвы надежного партнера по развитию энергетики в регионе».
Тут у меня, москвича, измученного то плиткой, то гранитом, разыгралось воображение. Я представил, как могла бы выглядеть реновация столичных электросетей. Например, ежегодный летний ремонт свежеотремонтированных подстанций с подачей электричества в половинном объеме. При этом в конце ремонта выясняется, что половинный объем — это теперь норма. Скажете, так ремонты электросетей не делаются? До этого лета я тоже думал, что три полосы на Садовом — это было полвека назад, но глаза говорят мне, что я недооценил фантазию реноваторов.
Или, например, вдруг после ремонта выяснится, что к соседней подстанции со свободными мощностями мой дом напрямую подключить нельзя, а электричество придется получать через обходную схему почти из соседнего округа. Это примерно так же, как сейчас свернуть, например, с Садового — то дублер обнаружится, в который не попасть с первого раза, да и не всякий автомобиль в него по габаритам входит, то односторонние переулки — и объезжай через пол-Москвы...
В самой подстанции тем временем стоит трансформатор, но к нему подключиться нельзя — по нынешней моде, это резерв для полезных для экологии потребителей. Таких, правда, в городе, говорят, то ли пять, то ли десять тысяч, и электричество им нужно лишь несколько месяцев в году, но пусть резерв будет. Заведены же зачем-то велодорожки в Москве, где полгода мороз или холодный дождь, а на дорогах то снег, то осенняя грязь?
Это все, конечно, только воображение. Однако в реальности «Россети» действительно сильно зависят от регионов. Именно местные власти утверждают тарифы на передачу электроэнергии, то есть уровень теплоты отношений с чиновниками напрямую сказывается на финансовом положении компаний. Павлу Ливинскому, конечно, эту игру в тарифы объяснять не надо, он уже успел поработать не только в мэрии, но и в МОЭСК «Россетей», которой принадлежат основные распредсети московского региона, и в ОЭК (25% сетей столицы).
Приведу лишь два показателя: на 2017 год Москва утвердила МОЭСК необходимую валовую выручку в 40,3 млрд руб., а ОЭК — в 20,4 млрд руб. Поэтому даже если вдруг у нового главы «Россетей» возникнет желание сделать что-то вразрез с планами «надежного партнера», это будет крайне непросто.