«Все это — непрерывная фабрика инвестпроектов»
С 2013 года в Тюменской области активную работу по развитию регионального бизнеса ведет областное Инвестиционное агентство. За четыре года существования специалисты фонда помогли предпринимателям реализовать более 200 проектов, создать около 2,7 тыс. рабочих мест, а общая сумма вложений агентства в областной бизнес составила 5 млрд руб. Какие программы поддержки предпринимателей удалось запустить за четыре года и как вывести региональный бизнес на международный уровень рассказал заместитель генерального директора Фонда «Инвестиционное агентство Тюменской области» Алексей Бобов.
— Какую роль в инвестпривлекательности региона играет «Инвестиционное агентство»?
— По итогам последних двух лет Тюменская область занимает первое место по Уральскому федеральному округу в рейтинге инвестиционного климата, который составляет Агентство стратегических инициатив (АСИ). Это объективная оценка, которая показывает, что в регионе вся система — от региональных до муниципальных структур — заточена на развитие бизнеса. В этом заслуга большой команды во главе с губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым, а наше «Инвестиционное агентство» — один из ключевых элементов этой команды, системы по работе с инвесторами.
— Как именно агентство поддерживает тюменских предпринимателей?
— У нас есть четыре основных направления по поддержке бизнеса. Первое — это, собственно, сопровождение любого бизнес-проекта от идеи до его реализации. Второе — это финансовая поддержка предпринимателей, которая включает предоставление микрозаймов до 3 млн руб., инвестиционные займы и гарантии (наш гарантийный фонд может поручаться за предпринимателей до 50% по банковским кредитам). Третий блок — это имущественная поддержка, в рамках которой мы организовываем процесс предоставления муниципальных земельных участков предпринимателям без проведения аукциона.
И, наконец, инвестиционное агентство Тюменской области проводит информационно-обучающие мероприятия в различных формах. Это огромный пласт работы. В 2016 году на территории области мы провели порядка 160 мероприятий — это и небольшие региональные обучающие мероприятия, и крупные инвестиционные форумы.
Причем работа по популяризации предпринимательства в Тюменской области ведется со школьной скамьи. Проект «Это бизнес, детки» направлен на формирование позитивного отношения к ведению бизнеса у школьников 7–11 классов, в этом году стартует уже 3-й сезон. Для студентов реализуется проект «Пин-код бизнеса», решающий аналогичные задачи.
Особое внимание мы уделяем развитию фермерского движения. В Тюменской области реализуется проект «Школа фермера», в рамках которого фермеры повышают уровень своей профессиональной компетенции, знакомятся с новыми технологиями производства молока и мяса.
Стартапам интересны семинары из цикла «Шаг за шагом», на которых мы по полочкам разбираем запуск конкретного бизнеса, привлекая для этого отраслевых специалистов, лучших бизнес-консультантов и маркетологов.
— Что включает в себя сопровождение проектов?
— Сопровождение — это комплекс услуг, который агентство оказывает совершенно бесплатно бизнесу вне зависимости от его масштабов. В этот комплекс входит организация поиска земельных участков, помощь в их юридическом оформлении, содействие в подключении коммуникаций (воды, света и газа), поиске кадров и даже сопровождение в выводе на экспорт товаров, производимых предпринимателями Тюменской области. Но это лишь часть работы. Каждый проект индивидуален и его реализацию сопровождает персональный куратор агентства.
— Есть ли конкретные результаты работы агентства по каждому из направлений?
— На постоянной основе на сопровождении фонда находится порядка 250 бизнес-проектов, если быть точным, на сегодняшний день их 244. Ежегодно около 60–80 проектов переходят в разряд реализованных, и примерно столько же появляется новых. Все это напоминает фабрику инвестпроектов, процесс работы которой непрерывен. В целом, с начала нашей работы в 2013 году реализовано 216 проектов, создано порядка 2,7 тыс. рабочих мест, а общая сумма инвестиций агентства в региональный бизнес — около 5 млрд руб.
За четыре года микрозаймы от инвестиционного агентства получили 2085 предпринимателей региона на сумму 1,2 млрд руб. В 2016 году 330 предпринимателей привлекли финансирование на сумму порядка 300 млн руб.
При этом, подводя итоги, мы не берем в расчет мега-проекты крупного бизнеса, инвестиции в которых по региону составляют порядка 1,5 трлн руб. Задача фонда — работать с малым и средним бизнесом.
— Какова динамика предоставления финансирования в 2017 году по сравнению с прошлыми периодами?
— По сравнению с прошлыми годами количество профинансированных в 2017 году проектов увеличилось примерно на 30%. Отрицательной динамики в нашей деятельности мы не наблюдаем.
— Какие в Тюменской области существуют программы кредитования предпринимательства?
— У нас есть уникальный продукт — региональные инвестиционные займы. Он существует далеко не во всех регионах России. Суть данного продукта в том, что предприниматель может получить заем на сумму до 50 млн руб. под довольно низкую ставку — 7% годовых. По данной программе с 2013 года 189 предпринимателей Тюменской области получили поддержку на сумму 1,8 млрд руб., в том числе в 2016 году 27 проектов профинансированы на 300 млн руб.
Выпускники нашего образовательного проекта «Школа фермера» могут участвовать в специальной программе «Инвестиционные займы в сфере АПК», в рамках которой можно получить заем до 10 млн руб. под 3% годовых на срок до 7 лет.
— С какими категориями бизнеса вы работаете?
— Сегодня клиентами наших финансовых программ являются более 2 тыс. предпринимателей. Но охват гораздо шире, только консультаций в 2016 году было около 7 тыс.
Первая группа наших клиентов — начинающие предприниматели. Это довольно большая группа, при этом, объемы инвестиций по проектам сравнительно невелики. Как правило, данная категория обращается к нам за микрозаймами, просит консультаций по организации бизнеса, участвует в обучающих мероприятиях.
Вторая группа — это предприниматели, которые уже имеют свой бизнес и заинтересованы в его расширении, либо открытии новых направлений. Чаще всего их интересуют уже более масштабные и более дорогие инвестиционные проекты. Данная группа — лидер по объемам инвестиций.
Третья группа — это инвесторы. Они имеют серьезный капитал, но не имеют собственного производственного бизнеса. При работе с этой группой задача агентства состоит в том, чтобы предлагать инвесторам проекты, в которые они могли бы вложить деньги. Из всех трех групп данная — одна из самых непростых по взаимодействию, так как требуется значительное количество времени до достижения результата.
Стоит сказать, что все указанные категории бизнеса для нас важны, мы работаем с каждой из них, с каждой мы настроены на партнерское взаимодействие.
— Как вам удается взаимодействовать с предпринимателями на всей территории региона?
— Мы имеем широкую сеть представительств в городах и районах региона. В этом отличие инвестиционного агентства Тюменской области от других подобных структур в России.
— Различаются ли проекты в областном центре от проектов, например, в поселках?
— Сегментация, безусловно, существует. В сельских территориях реализуются, в основном, ресурсные проекты, связанные с агропромышленным комплексом, пищевой промышленностью, лесозаготовкой, деревопереработкой и водными ресурсами. В крупных городах, включая Тюмень, проекты более диверсифицированы и сосредоточены в сфере промышленного производства, где задействовано больше инженерных кадров, например, в химической промышленности или машиностроении. Кроме того, на них накладывает отпечаток и региональная специфика. Сегодня в крупных городах Тюменской области развиваются проекты, связанные с традиционным направлением для региона — нефтегазовым машиностроением. Одна из новых отраслей, получивших развитие благодаря расширению бизнеса компании СИБУР в Тюменской области, — это полимерная промышленность. Опять же, в последние годы открывается много социально ориентированных предприятий — это частные спортивные комплексы, лечебно-профилактические учреждения.
— На ваш взгляд, бизнес в городах активнее, чем в сельской местности?
— Ответить на этот вопрос однозначно нельзя, так как все зависит от критериев оценки. Если за основу брать количественные параметры, то, конечно, лидируют крупные города, где объективно число жителей больше, чем в районах. Однако если говорить о масштабах диверсификации и инновационности проектов, то сейчас село не отстает от городов. Если раньше там предпринимательство было сосредоточено в сфере животноводства и сельхозпереработки, то сейчас это и полимерная промышленность, и лесопереработка, и другие отрасли. Все предприниматели в нашей стране — герои, каждый бизнес необходимо поддерживать и развивать, в чем и состоит задача нашего инвестиционного агентства.
— Как определяется стратегия развития инвестиционной сферы и бизнеса в Тюменской области? Отличается ли она от федеральной?
— Тюменская область, безусловно, следует федеральным принципам развития бизнеса. Например, последние годы у нас во всех сферах наблюдается рост импортозамещающих производств. Что касается стратегии развития, то мы планомерно двигаемся по ней и развиваем шаг за шагом основные направления экономики Тюменской области. Наша главная задача — оказывать поддержку любому обратившемуся к нам предпринимателю.
— Какие сферы бизнеса в регионе, по вашему мнению, отстают и требуют дополнительного развития?
— Развитие бизнеса должно проходить эволюционно. Например, сегодня в Тюменской области есть большие перспективы для развития производств глубокой переработки, например, в сферах агробиотехнологий, лесохимии. Эти направления на будущее, причем уже сегодня реализуется ряд проектов по глубокой переработке зерна и лесной биомассы. Конечно, хочется, чтобы тюменский бизнес был востребован не только на локальном региональном или даже российском рынке, но и на внешних. Сегодня для инвестиционного агентства одно из приоритетных направлений — экспорт наших товаров в страны ближнего и дальнего зарубежья.
— Как способствуете выходу тюменского бизнеса на международный уровень?
— Мы оказываем всестороннюю поддержку бизнесу, проводим обучение, в том числе направленное на повышение конкурентоспособности наших предпринимателей. Например, инвестиционное агентство реализует «Школу делового английского», где мы даем бизнесменам базовые знания и проводим тестирование. Есть «Школа экспорта», в рамках которой мы знакомим предпринимателей с таможенными, юридическими и санитарными нормами разных стран, рассказываем о моделях бизнеса и деловом этикете в странах Европы, Ближнего Востока и других регионах мира. Также мы проводим выездные мероприятия. В 2016 году у нас было организовано восемь зарубежных поездок для предпринимателей в такие страны, как Иран, Казахстан, Армения, Китай, Азербайджан и Узбекистан. В результате этих поездок заключено 18 экспортных контрактов. В целом, 155 предпринимателей Тюменской области получили поддержку нашего агентства в выходе на зарубежные рынки.