Подсудимый зарабатывал алиби на стройке
Слушается дело о нападении на Буденновск
В Ростове-на-Дону начался процесс по уголовному делу бывших членов банды Шамиля Басаева — Рамзана Белялова и Магомеда Маздаева, участвовавших, по версии следствия, в захвате заложников в Буденновске в 1995 году. Тогда боевики захватили более полутора тысяч человек, из них погибли 129 и были ранены 415. Подсудимые отрицают свою причастность к преступлению, утверждая, что в то время, когда было совершено нападение на Буденновск, они работали на стройке в Башкирии. Их защита тем временем настаивает на том, что срок давности по инкриминируемым подсудимым преступлениям истек.
Северо-Кавказский окружной военный суд (СКОВС) начал разбирательство по уголовному делу уроженцев Чечни 59-летнего Рамзана Белялова и 41-летнего Магомеда Маздаева. Как считает следствие, они добровольно вступили в банду Шамиля Басаева в июне 1995 года, участвовали в боевых столкновениях с правоохранителями, в терактах и в захвате заложников в Буденновске. Кроме того, говорится в деле, они снабжали членов банды оружием, продовольствием, автотранспортом вплоть до 2006 года, а вышли из банды только после ликвидации силовиками ее главаря Шамиля Басаева.
Как следовало из выступления в суде гособвинителя, Белялов и Маздаев, вооруженные автоматами Калашникова, 11 июня 1995 года выехали в составе банды, насчитывавшей около двухсот человек, из села Новогрозненского Гудермесского района Чечни. Боевики были переодеты в форму сотрудников органов внутренних дел РФ и двигались на трех «КамАЗах» в сопровождении ВАЗ 2106 в Ростов-на-Дону: якобы они доставляли тела военнослужащих, погибших в боевых столкновениях с незаконными вооруженными формированиями, орудовавшими в Чечне. Бандитам удалось пересечь границу Ставропольского края и въехать 14 июня в Буденновск, не предъявляя документов. Однако когда в городе автоколонну остановил наряд ГИБДД, потребовавший разъяснений, бандиты под конвоем гаишников направились на досмотр к зданию ОВД, где передовой отряд боевиков открыл огонь из гранатометов, ворвался в учреждение и обстрелял милицейские кабинеты, убив семерых правоохранителей и двух гражданских лиц. Затем, говорится в деле, взяв в заложники сотрудников паспортно-визовой службы и прикрываясь ими как живым щитом, боевики направились к зданию городской и районной администраций Буденновска, расположенной на площади Пушкина. Сюда, по словам прокурора, бандиты стали сгонять людей, преимущественно стариков и детей, ведя беспорядочную стрельбу. Боевики издевались над заложниками, заставляя то бегать по кругу, то ложиться на землю, а когда в небе появлялись военные вертолеты, боевики усаживали людей вокруг автомобиля с горючим. Затем, по словам прокурора, бандиты погнали заложников, не менее 500 человек, к городской больнице, где они захватили сначала центральный корпус, а затем и весь лечебный комплекс, взяв под свой контроль 450 человек медперсонала и 650 больных. Под предлогом непредоставления им правительством РФ журналистов боевики 15 июня начали расстреливать заложников, а во время штурма больницы сотрудниками спецподразделений бандиты ставили к окнам здания стариков и детей и прикрывались ими. Гособвинитель отметил, что 19 июня правительство предоставило басаевцам автобусы, и они, захватив с собой 162 человека из более чем полутора тысяч заложников, направились в Хасавюртовский район Чечни. По словам прокурора, пока боевики держали больных в заложниках, тем не оказывалась медпомощь, и многие из них умерли, а беременные женщины рожали мертвых детей. Всего погибло 129 человек, 415 получили ранения, ущерб, причиненный государству, составил 95 млрд неденоминированных руб., еще 4 млрд руб. ущерба понесли частные лица.
Подсудимым предъявлено обвинение в бандитизме, захвате заложников, участии в терактах. Маздаев, кроме того, обвиняется в хранении наркотического вещества. По словам прокурора, в его доме на хуторе Суворовском Волгоградской области оперативники обнаружили в шкафу 21,5 г каннабиса.
После речи гособвинителя слово было предоставлено подсудимым. «Не понимаю, почему я здесь нахожусь»,— заявил суду Рамзан Белялов. Он рассказал, что в момент захвата заложников в Буденновске находился в Башкирии в составе строительной бригады, а его алиби могут подтвердить заведующая детскими яслями и бригадир фермы села Воздвиженка. «Мы считаем, что Белялов находится на скамье подсудимых исключительно по предположению ревностных сотрудников УФСБ по Ставропольскому краю»,— добавил адвокат подсудимого Сергей Загнойко. В свою очередь, подсудимый Маздаев заявил суду, что также не признает предъявленных ему обвинений, а наркотики ему якобы подкинули оперативники «для весомости дела». Кроме того, защита настаивает на том, что истекли сроки давности по вменяемым в вину подсудимым преступлениям, а некоторые предъявленные их клиентам статьи УК РФ на момент преступления вообще отсутствовали в УК РСФСР.