Капремонт не идет на поправку
Нижегородский парламент требует выделить финансирование техническим заказчикам в районах
Комитет заксобрания Нижегородской области по вопросам ЖКХ и ТЭК отказался принимать поправку регионального правительства к закону о проведении капремонта многоквартирных домов. Летом депутаты предложили передать полномочия по его организации и проведению местным органам власти, администрация региона согласилась, отметив, что законопроект нужно доработать. В единственной поправке ко второму чтению, которая стала причиной критики правительства и фонда капремонта, чиновники указали, что региональный оператор не сможет финансировать технических заказчиков на местах.
Депутаты законодательного собрания Нижегородской области раскритиковали работу регионального фонда капремонта МКД и правительства. Поводом стала внесенная администрацией области поправка: чиновники убрали из статьи закона пункт, который прописывал возможность финансировать технических заказчиков в муниципалитетах из средств регионального оператора. Напомним, в июле заксобрание приняло в первом чтении изменения в областной закон «Об организации проведения капитального ремонта…», основная суть которых заключалась в передаче муниципалитетам функций технического заказчика. Поскольку программа капремонта МКД 2016 года в регионе фактически провалилась — работы в многоквартирных домах были выполнены не более чем на четверть от плана, депутаты решили, что заказчиками должны выступать местные органы власти. Законодатели полагают, что поскольку органы местного самоуправления (МСУ) ближе к своим жителям, владеют более полной информацией о техническом состоянии жилого фонда, они лучше и быстрее справятся с наймом подрядчиков, нежели расположенный в Нижнем Новгороде региональный фонд, штат работников которого физически не может охватить всю область. Тогда правительство региона с концепцией законопроекта согласилось, но предложило его доработать. Как говорится в пояснительной записке к поправке, в Жилищном кодексе нет нормы о порядке финансирования функций технического заказчика, которую будут выполнять местные власти или бюджетные учреждения. Кроме того, региональный оператор — некоммерческая организация, которая по закону о таких организациях самостоятельно определяет условия заключения договоров о привлечении органов МСУ или муниципальных учреждений к исполнению функций технического заказчика.
Однако эта поправка, по мнению депутатов, в корне противоречит основной идее передачи полномочий муниципалитетам. Заместитель председателя заксобрания Нижегородской области Олег Сорокин заявил, что достигнутые с губернатором договоренности по организации капремонта не соблюдаются. «Три месяца назад вы мне сказали: у нас вопросов нет — принимаем (закон о капремонте — „Ъ“). Что случилось за эти три месяца? Уже конец года, время ремонтов кончается, а мы все ходим по кругу, уходим в какой-то деструктив», — выговаривал Олег Сорокин министру ЖКХ и ТЭК Андрею Черткову, который не смог внятно возразить депутату. Позицию правительства попытался пояснить Вячеслав Аксиньин. Он отметил, что по закону деньги, собранные с населения на капитальный ремонт, могут тратиться только на выполнение работ, а содержание фонда ложится на плечи регионального бюджета и финансирование поступает в виде субсидий. По мнению депутата Аксиньина, с точки зрения Бюджетного кодекса не до конца понятно, может ли областное правительство субсидировать технических заказчиков в муниципалитетах напрямую. Разъяснения не убедили его коллег, и депутат Леонид Гойхман поинтересовался, не собирается ли областное правительство отозвать поправку, так как большинство членов комитета высказались против ее принятия. Представитель губернатора в заксобрании Денис Бакиев сообщил, что таких планов нет, и комитет большинством голосов ее отклонил. За депутатские поправки о передаче функций техзакачика органам МСУ или муниципальным учреждениям комитет проголосовал.
Попутно депутаты спросили и.о. руководителя нижегородского фонда капремонта МКД Владимира Челомина о текущей работе. Он рассказал, что с учетом недоремонтов 2015—2016 годов на плановую работу региональный оператор выйдет в 2018 году, но по выполненным работам Нижегородская область уже поднялась в рейтинге среди регионов на 51 место, а была в восьмом десятке. «Что 51-е место, что 71-е… И то, и другое — страшный позор для Нижегородской области. Даже при наличии денег не можем проблему решить», — прокомментировал Олег Сорокин. Он попросил ответить, почему в Нижнем Новгороде объем программы капремонта в этом году был сокращен вдвое — с 280 до 139 домов. Так как председатель комиссии гордумы по городскому хозяйству Владимир Аношкин, который должен был докладывать этот вопрос, не пришел, отвечать снова пришлось Владимиру Челомину. Он пояснил, что из-за некорректной информации, которую власти Нижнего Новгорода предоставили региональному оператору, около сотни домов были ошибочно включены в адресную программу. По плану в них предполагалось заменить лифты, но выяснилось, что это двух-трехэтажные дома без лифтов. До конца октября Владимир Челомин пообещал собрать попечительский совет городского фонда капремонта МКД, чтобы составить отчет по итогам работы за девять месяцев.