Кавказский сменник
Горная бригада Suzuki на марше
Посмотреть в действии городской автомобиль на горных тропах - это примерно то же, что посмотреть на Эльбрус с "обратной" стороны. То есть не с привычной туристической, южной, а с северной, куда мало кто суется, а мы - назло любителям банальных впечатлений - отправились, добравшись до черты, за которой на экране навигации остаются лишь неясные ландшафтные силуэты, пиктограммка машинки да компас. Я был бы напуган, но не удивился, если бы организаторы теста поставили нам какую-нибудь цель на пяти с лишним тысячах. Говорят, что поперечный след на Минги-Тау, как называют местные народы высочайшую точку Европы, оставил Ноев ковчег. Но издалека он очень уж смахивает на джиперскую колею.
Из всего нынешнего модельного ряда Suzuki к Кавказу лучше всего готов Jimny. "Хитер японец. Тайком вложил в Jimny он русскую душу", - вспомнилось мне хокку, услышанное от одного моего знакомого, почитателя этой модели. Отечественные "сузуководы" в свое время не жалели поэтических сил в адрес легкого, компактного, но в то же время шустрого "проходимца". Хотя рамный внедорожник с неразрезными мостами и одновременно спартанским невзрачным салоном никак не ассоциируется с комфортом, на козьих тропках он демонстрирует чудеса джигитовки. Для подвески Jimny как будто вовсе не существует неровностей и ям. Камни, которые старательно объезжают даже самые бесшабашные горцы на "приорах", он либо не замечает, либо лихо сбрасывает в ущелье колесами, словно подкованными копытами. Малые свесы, правильный полный привод с муфтой подключения переднего моста, повышающей или понижающей передачей в режиме 4WD и, что немаловажно, легкость позволяют ему пробираться туда, куда нет доступа и более серьезной с виду технике. Узкоплечий кроссовер не царапают ветки деревьев и кустарников, он шустро перебирается через ручьи и речки по шатким переправам из близко положенных досок или бревен. И еще у него поразительно малый радиус разворота - всего 4,5 м. Ценное качество в тесных ущельях. Единственное, чего явно не хватает юркому малышу, так это силенок. Лошади в индустриальных замерах, увы, стандартные.
А были бы они карачаевской породы, была бы совсем другая картина маслом. Карачаевские лошади, неприхотливые и очень выносливые, единственные, кому покорялся Эльбрус. Конный завод, где их разводят, был открыт по инициативе самого Буденного. В наше время их целевая аудитория ограничена полицейскими разных стран мира да пастухами конкретно Северо-Кавказского региона, смешно болтающими в седле... нет, не ногами, а по мобильному телефону. Краткое наблюдение за их работой дает мне основание для прогноза о том, что дни их как специалистов сочтены при всех природных задатках к долголетию. Всего один датчик контроля и навигации на главном баране в стаде - и больше нет каждодневной обязанности, а остается лишь удовольствие от передвижения с одного перевала на другой.
От Гум-Баши, например, где путников в долине Рансырт поят "гыпы-айраном" и откуда этот самый напиток под названием "кефир" распространился по всей России и Европе, до источников Джилы-Су, где даже воздух настолько минерализован, что его можно рекомендовать в качестве лечебно-профилактического средства. "Умные" датчики непременно освободят дороги и от баранов за рулем, которых пока еще ловят и наказывают зоркоглазые и зоркорадарные сотрудники ДПС. Расположившись на всех прибитых высотах, они в ожидании лихачей мерно грызут семечки, при этом умудряясь сплевывать лузгу так, чтобы не засыпать животы. "Баран за рулем" - это в порядке самокритики.
Малый радиус разворота - ценное качество в тесных горных ущельях.
Поддавшись ритму лезгинки, которую поставил мой напарник, подключившись к мультимедийной системе Bosch по протоколу Apple CarPlay, я не учел того факта, что на пути к равнине пересел с Jimny на Vitara. Его наддувный мотор такой же, как на SX4: чуть дунет - и стрелка спидометра ушла гулять сама по себе. К тому же с мотором очень слаженно работает "автомат", передачи меняются плавно и незаметно, а система привода ALLGRIP 4WD позволяет автомобилю крепко держаться на трассе даже в скоростных поворотах. Все это в совокупности может привести водителя к иллюзорному ощущению, что он царь горы. Но жизнь в лице дорожных инспекторов быстро выявляет, кто есть "ху".